Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Автоматическая коробка или вариатор: мнение экспертов

Так уж сложилось, что отечественный автомобилист с большим недоверием относится к автомобилям, оснащённым вариатором. В чём тут причина, однозначно ответить трудно, ведь и АКПП, и CVT относятся к категории автоматических трансмиссий. Так что же лучше, вариатор или автомат? И насколько оправдано осторожное отношение к вариативной коробке, которая в последнее время устанавливается на автомобили всё чаще? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Автоматическая коробка или вариатор

Как работает АКПП

На сегодня доподлинно известно о первом применении автоматической трансмиссии. Это случилось в далёком 1903 году, и отнюдь не на автомобиле – немецкий инженер-изобретатель Феттингер предложил оригинальную конструкцию гидродинамической трансмиссии между судовым двигателем и гребным винтом. Главным элементом его конструкции была гидромуфта, которая и поныне является составной частью любой АКПП.

На автомобиле подобную разработку впервые применили только в 1940 году, и это был Oldsmobile. Базовая конструкция той коробки осталась неизменной, происходило только совершенствование отдельных её элементов, то есть эволюционное развитие.

Современная коробка-автомат включает два базовых элемента: редуктор и гидротрансформатор. В задачу последнего узла входят функции, которые выполняет сцепление – он ответственен за плавное переключение передач, желательно без рывков. Редуктор же является узлом, в котором все пары шестерен удерживаются в зацеплении в постоянном режиме. Работая совместно, эти две компоненты и обеспечивают автоматический переход на необходимые ступени в зависимости от скорости движения транспортного средства.

Раньше практически все автомобили имели задний привод, и для АКПП было достаточно трёх передач. С переходом на переднюю ведущую ось количество рабочих диапазонов начало увеличиваться, и в настоящее время можно встретить восьми- и даже девятидиапазонные автоматы.

Перед тем, как узнать, что лучше на машине, вариатор или коробка-автомат, давайте более детально рассмотрим принцип работы АКПП, её основные поломки и способы продления ресурса.

Понятно, что конструкция автоматической трансмиссии совершенствуется в режиме нон-стоп, и усилия инженеров сосредоточены не только на улучшении технических характеристик узла, но и на увеличении его надёжности, хотя зачастую это прямо противоположные задачи.

Итак, крутящий момент от силового агрегата передаётся на вал гидротрансформатора. В этом узле отсутствует жёсткое сцепление между ведомым/ведущими валами. Принцип работы гидротрансформатора заключается в переброске энергии на вал трансмиссии посредством циркуляции трансмиссионной жидкости между лопастями турбины и насоса. Система управления определяет текущую скорость движения автомобиля, а также показатель нагрузки на мотор, и при необходимости соответствующим образом воздействует на гидравлику, уменьшая или увеличивая воздействие жидкости на муфту и планетарные механизмы, которые и производят смену передаточного числа, сжимаясь или разжимаясь.

АКПП

Такая конструкция довольно сложная, гораздо сложнее, чем у МКПП, но вариатор в техническом плане дает большую фору автомату. Так что с точки зрения надёжности автоматическая коробка передач лучше вариатора. Но её ресурс зависит от правильного ухода, который заключается в своевременной замене масла. Если пустить этот процесс на самотёк, трансмиссионная жидкость будет насыщаться мельчайшими твёрдыми частицами в результате трения, которые, оседая, забивают фильтр, радиатор АКПП, гидроблок. В результате давление в системе падает, фрикционы начинают прокручиваться, что приводит к невозможности переключения передач.

При несоблюдении режима замены масла страдают и другие узлы автоматической трансмиссии – ускоренно изнашиваются фрикционной накладки гидротрансформатора, а также планетарные шестерни. Словом, появляются достаточно серьёзные проблемы.

Если же менять ТМ вовремя, в соответствии с регламентом, автомат может выходить и 300, и даже 400 тысяч км. без капремонта.

Время от времени желательно снимать радиатор автоматической коробки для его профилактики (продувки/промывки).

Как работает вариатор

Аббревиатура CVT появилась относительно недавно, поэтому многие считают, что вариатор гораздо моложе АКПП. На самом деле это не так – первый аналог Сontinuosly Variable Transmission был изобретён знаменитым Леонардо Да Винчи в далёком 1490 году. Правда, воплотить в реальное устройство свой бесступенчатый вариатор он так и не сумел. Но именно его чертежи стали основой устройств, которые много позже начали применять на мельницах, используя пару разнонаправленных сжимающихся конусов, связанных ременной передачей.

Дальнейшее развитие вариаторная трансмиссия получила в XIX веке, во времена промышленной революции, но станочным устройствам было далеко до тех, которые используются на транспортных средствах. Первый автомобильный вариатор был разработан голландцем Хубертом ван Дорном, а его бесступенчатой трансмиссией Variomatic оснащались автомобили DAF. Было это в 1958 году. Впрочем, массовое распространение вариатора действительно произошло много позже.

Итак, чем же отличается вариатор от автомата? По большому счёту, это разновидность АКПП, но здесь отсутствует редуктор и зубчатые шестерни.

Клиноременной вариатор состоит из двух конических раздвижных шкивов и металлической ленты в качестве ременной передачи. Оли н из шкивов ведомый, другой ведущий. Электроника автомобиля всё так же отслеживает текущую скорость автомобиля, управляя механизмом сближения или удаления шкивов между собой. При сближении ведомый шкив раздвигается, ремень переходит на меньший радиус вращения, у ведомого шкива всё происходит с точностью до наоборот. В результате передаточное число изменяется гораздо плавнее, в чём и заключается основное отличие вариатора от автомата. Отметим, что движением шкивов управляет гидравлический привод, исполнительный механизм которого зависим от электроники. Водителю остаётся только определиться с выбором режима езды, стандартным или спортивным, а дальше все управление берет на себя электронный блок.

Вариатор

Поскольку входной и выходной тракты здесь связаны жёстко, посредством ремня, то КПД вариатора выше, чем у автомата, где имеются большие потери при передаче усилия на выходной вал посредством изменения давления трансмиссионной жидкости.

Вариатор не мене требователен к качеству масла, как и АКПП, но последствия его нерегулярной замены могут быть гораздо разрушительнее: при падении уровня давления вследствие засорения элементов вариативной коробки ремень начинает пробуксовывать, активно изнашиваясь вплоть до порыва. В этом случае его металлические осколки попадают внутрь коробки, полностью разрушая её.

Но даже если вы аккуратный водитель и следуете рекомендациям автопроизводителя, ремень всё равно изнашивается и требует замены каждые 100-150 тысяч км. пробега.

В этом тоже заключается разница между коробкой-автоматом и вариатором: последний не доживёт до вожделенных 200-300 тысяч, если вы ограничитесь только заменой масла.

Сравнительная характеристика трансмиссий

Поскольку многие модели комплектуются обеими разновидностями трансмиссий, давайте для начала определимся, как отличить вариатор от автомата чисто визуально.

Заглянув внутрь моторного отсека, вы этого сделать не сможете. Ну разве что по табличкам: если присутствует надпись CVT — это однозначно вариаторная коробка. Если символы АТ или просто А – то автомат.

Второй способ боле простой и быстрый. Взгляните на селектор трансмиссии. Если коробка автоматическая, там будут присутствовать последовательность букв P-R-N-D-2-L (хотя это не всегда так). У оппонента после D следует сразу L, или же D является последней буквой.

Если по рычагу отличить вариатор от автомата не удаётся, остаётся единственный доступный способ: сесть за руль и проехаться. При наличии АКПП автомобиль будет ускоряться с рывками, которые могут ощущаться с разной степенью восприимчивости, при этом после каждой смены передаточного числа обороты на короткое время падают. Это заметно даже по стрелке тахометра, если наблюдать за ней внимательною. Вариатор набирает и снижает скорость без ощутимых рывков и падений оборотов.

Ещё один интересный способ: поставьте машину на покатой горке и отпустите педаль тормоза. Если авто оснащено АКПП, оно сразу покатится вниз, даже если вы не трогали педаль акселератора. Если трансмиссия вариаторная, машина сначала немного сдаст назад, и только после нажатия на газ начнёт движение.

Рассмотрим плюсы и минусы коробки-автомата и вариатора. Начнём с АКПП.

Её основные достоинства:

  • облегчает управление автомобилем (нет необходимости думать, какую передачу включить);
  • такая коробка достаточно надёжна, при своевременном обслуживании способна прослужить 250-300 тысяч км.;
  • АКПП поддаётся ремонту, для этого нужен только достаточный опыт;
  • требования к качеству трансмиссионного масла ниже, чем у конкурента, да и стоит оно меньше;
  • электроника у автоматической коробки есть, но её составляющая невелика – порядка 20-30%, так что с этой стороны особых неприятностей ждать не приходится.

Недостатки автоматической трансмиссии:

  • присутствуют рывки при наборе скорости/торможении. С появлением многодиапазонных вариантов это явление становится менее выраженным, но всему есть предел;
  • динамика хуже, чем у авто с вариатором и тем более с механикой;
  • ниже КПД, что в конечном итоге сказывается на увеличении расхода горючего;
  • больше расходы на трансмиссионное масло, которого требуется в районе 8-0 литров (у МКПП этот показатель 2-3 литра, у вариатора – 5-8 литров).

Краткий вывод: автомат надёжнее вариатора, что для многих водителей является определяющим фактором, нивелирующим перечисленные недостатки.

А теперь про достоинства вариатора, которые являются одновременно минусами автомата:

  • лучшая разгонная динамика;
  • лучшая экономичность, что особенно заметно в городском режиме езды;
  • отсутствие передач означает плавность ускорений и сброса скорости;
  • КПД вариатора больше на 5-10% (примерно такого же уровня разница в потреблении топлива, разгонной динамике).

Есть и минусы:

  • проблемы с ремонтом: большинство СТО не смогут вам помочь, приходится обращаться к официальным дилерам, у которых заоблачные ценники;
  • требуется замена ремня каждые 100 000-150 000 км. Это накладно, да и выполняется операция далеко не на всех СТО;
  • электронная компонента не обладает высокой надёжностью, а приобрести вышедшую из строя электронную компоненту можно только у официалов и втридорога;
  • масло дороже и приобрести нужное сложнее, а не рекомендованное – опасно.

Как видим, разница между вариатором и автоматом довольно существенная, но если исключить надёжность и более высокие эксплуатационные расходы, то выгоды вариатора становятся довольно очевидными.

Что лучше: вариатор или автомат

С технической точки зрения вариатор совершеннее АКПП, и по расходу, и по разгонной динамике, и по плавности хода. Это основные достоинства этого типа трансмиссии. Но техническое совершенство означает повышенную сложность узла. А это приводит к падению надёжности и, в конечном итоге, к уменьшению ресурса. Если приплюсовать к этому сложности с ремонтом, особенно в небольших населённых пунктах, а также необходимость замены ремня вследствие его износа, то все преимущества практически нивелируются.

Вариатор или автомат

Автомат гораздо более ремонтопригоден, хотя и в этом случае вам придётся немало потратиться. Если АКПП старой конструкции, то вас наверняка будут раздражать рывки и более высокий расход бензина.

Так что если так и не определились, что выбрать, вариатор или автомат, приведём несколько дельных советов. Если планируется приобретение нового авто, вариатор будет оптимальным выбором. Пока машина на гарантии, любые проблемы решаются за счёт дилера. Покупка транспортного средства не на гарантии, особенно после пройденных 100 тысяч, требует более тщательного подхода. Если продавец представит доказательства регулярной замены масла и, что особенно важно, — ремня, можно остановит свой выбор и на CVT. В противном случае лучше АКПП, с которой у вас будет примерно вдвое меньше проблем.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети