Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Рейтинг самых больших грузовиков 2019 года

Гигантомания как явление – это попытка человека доказать своё величие. Плохо это или хорошо, судить сложно, но зачастую самые крупные технические объекты не несут никакой полезной нагрузки, являясь просто демонстрацией возможностей науки и технологии на конкретном этапе их развития. Этот тезис справедлив и в отношении автомобилестроительной отрасли – достаточно вспомнить гонку вооружений в сфере скоростей. Однако что касается самых больших грузовых автомобилей, то здесь, как правило, стремление установить рекорд соседствует с прагматизмом – подобные проекты не менее дорогостоящи и наукоёмки, чем в области автогонок. Но если во втором случае движущей силой являются амбиции владельцев «конюшен» плюс реклама, то в первом – наличие заказчиков.

Лучшие грузовики

Генералы рудных карьеров

Так уж сложилось, что самые тяжёлые грузовики задействованы в горнорудной отрасли (как и самые мощные экскаваторы). В силу своих размеров они не могут эксплуатироваться на дорогах общего назначения, но и доставить тонны руды от места добычи к месту разгрузки – задача совсем непростая. Скорость здесь не является важным показателем: главное – способность доставить наверх по крутому горному серпантину как можно больше добытого материала за один раз. Обычные грузовики приспособлены для этих целей не очень хорошо, поэтому бренды, занимающиеся разработкой карьерных самосвалов – это небольшая каста известных компаний (БелАЗ, Liebherr, Terex, Caterpillar, Komatsu и ещё с десяток менее известных).

Именно между ними идёт война (или соревнование?) за право обладать абсолютным рекордом по грузоподъёмности. В 1973 году был разработан (правда, в единственном экземпляре) трёхосный Terex 33−19 Titan, который мог брать на борт 330 тон груза. Этот рекорд продержался 25 лет и был повержен в 1998 году карьерным самосвалом Caterpillar 797 (363 тонны). В настоящее время рекордом грузоподъёмности владеет БелАЗ-75710, выпущенный в 2013 году. Самый большой в мире карьерный грузовик способен перевозить свыше 450 тонн полезного груза при собственном весе 360 тонн.

БелАЗ-75710: немного статистики

Когда на нас сыпется поток цифр, чаще всего мы просто перестаём в них ориентироваться. Действительно, что такое какие-то абстрактные 450 тонн? Гораздо белее впечатляет сравнение с чем-то более привычным. АК вот, длина белорусского гиганта равна двух лондонским двухэтажным автобусам, вес машины больше, чем у Airbus A380 с полной загрузкой, а силовая установка самосвала выдаёт вшестеро больше лошадиных сил, чем болид «Формулы 1».

БелАЗ-75710

Грузовик БелАЗ-75710

Даже если ваш рост под два метра, вы могли бы достать только до середины колеса самосвала. А таких колёс у гиганта восемь. Чтобы перевозить громадное количество груза, от белорусских автомобилестроителей потребовалось применение нестандартных, инновационных решений. Одно из них – использование восьми колёсных пар вместо стандартных шести. Каждая бескамерная шина размерностью 59/80R63 способна выдерживать нагрузку свыше 100 тонн. Вместо шарнирного поворотного механизма здесь использовали поворотные мосты – в противном случае при выходе из строя шарнира самосвал было бы практически невозможно отремонтировать.

Что касается силовой установки, то она по определению должна быть выдающейся, способной перемещать свыше 800 тонн, да еще и под гору. С этой задачей неплохо справляются пара 16-цилиндровых дизельных моторов, которые запитывают генератор. Последний и приводит в движение четыре электромотора, установленных на каждую колёсную пару. Для сравнения: двигатель обычной легковушки имеет 4, максимум 6-8 цилиндров.

Но для самой большой грузовой машины в мире, которая предназначена для транспортировки невообразимого по весу груза в условиях карьера, когда двигаться нужно только вверх и с частыми остановками, очень важным показателем является крутящий момент. Он у БелАЗ-75710 действительно экстраординарный –18626 Нм (у болида «Формулы-1» образца 2015-2016 годов он в 25 раз меньше). В итоге суммарная мощность, достигаемая силовой установкой белорусского гиганта, составляет 4600 лошадиных сил.

БелАЗ-75710

Кабина БелАЗ-75710

Разумеется, и расход горючего здесь соответствующий – 1300 л. на 100 км. Среди средств экономии – возможность использовать для поездок порожняком только один мотор. Инженеры немецкого концерна Siemens, которых привлекли к разработке трансмиссии рекордсмена, решили, что система полного привода, которой снабдили БелАЗ, должна быть равномерно распределена между обеими осями. Такое решение позволяет при выходе из строя любого из электромоторов самостоятельно добраться до места ремонта. В противном случае компании, эксплуатирующей самосвал, пришлось бы позаботиться о приобретении трактора или тягача, способного буксировать такую громадину, а таких в мире тоже немного.

И ещё про покрышки Bridgestone Titan. Каждая из них весит 5,3 тонн, причем 900 кг. – масса металлических составляющих. Стоит такая шина 43 тысячи долларов. Продолжим перечень рекордных показателей. Суммарная вместимость двух баков для горючего – 5600 литров, чего хватает даже не на день работы – только на смену. Добавьте к этому 890 литров ОЖ, заправляемых в систему охлаждения, а также 540 литров моторного масла, и вы поймете, что ваша семейная машина – настоящая анорексичка.

Обладая громадными размерами, самая большая грузовая машина в мире обязана обладать достаточной маневренностью, чтобы иметь возможность преодолевать крутые подъёмы и не менее крутые виражи. Для этого конструкторы сделали управляемыми обе оси самосвала. Радиус полного разворота у БелАЗ-75710 составляет 19,8 метров, что ненамного больше, чем у БелАЗ-360 (17,2 м.), который до появления рекордсмена был флагманской моделью белорусской компании.

При этом самосвал способен преодолевать подъёмы с градиентом в 10% на скорости до 40 км/час, а при необходимости – даже уклоны с градиентом в 18% (правда, на небольших расстояниях). Максимальная скорость движения пустого грузовика по прямой – 64 км/час. Это меньше, чем у конкурентов (предыдущие рекордсмены могли развивать скорость порядка 100 км/час), но с учётом гигантских габаритов даже 60 км/час – это много, ведь разогнаться до этого показателя получится только по специально проложенной дороге, но никак не по шоссе общего пользования. А это – максимум несколько десятков километров.

Мотор БелАЗ-75710

Мотор БелАЗ-75710

Кстати, о размерах. В моторном отсеке установлены дизеля российского производства (от компании «Волжский дизель»), каждый массой 60 тонн, длиной 9,5 метров. Высотой – 3,9 м. и шириной – 2,8 метра. Так вот, если их изъять, получится комната внушительных размеров, в которой будет комфортно себя чувствовать семья из 2-3 человек. А если заполнить кузов грунтом, то получим большой огород, и ещё останется место для дачного домика или хозпостроек.

И напоследок – о роли электроники в управлении самым большим грузовиком в мире. При наличии доступа к интернету следить за показателями важнейших систем и узлов машины можно удалённо, чем и пользуются специалисты американского офиса Siemens, расположенного в Джорджии (г. Алфаретт). Это позволяет диагностировать состояние самосвала, вовремя выявлять проблемы, сообщая их эксплуатантам, а также удалённо обновлять ПО БелАЗ-75710.

Произведение инженерного искусства

Первый экземпляр самосвала был презентован осенью 2013 года на заводском испытательном полигоне. В январе 2014 года во время очередного испытательно-демонстрационного заезда самосвал сумел перевезти 503,5 тонны груза, что на 50 тонн превышает расчётные возможности машины.

БелАЗ-75710

Грузовой БелАЗ-75710

С декабря того же года началась и история эксплуатации самой крупной грузовой машины в мире. Заказчик первого БелАЗ-75710 – горнодобывающий холдинг «Сибирский деловой союз», использующий самосвал-рекордсмен на угольном карьере «Черниговец» (Кемеровская область).

Второй экземпляр собран в 2018 году и в настоящее время проходит испытания и обкатку. Третью машину собрали в сентябре 2019 года, начаты работы по сборке четвёртого экземпляра, который получит немало улучшения и, соответственно, новый индекс – 75711. Первые три экземпляра предположительно будут использоваться в России, о заказчике четвёртого на данный момент ничего неизвестно, как и о его предполагаемой стоимости (но не менее 7 миллионов долларов).

До сих пор не утихают споры о целесообразности использования таких дорогих машин с громадным аппетитом. Но, по словам, Брайана Пуллмана, эксперта известной консалтинговой компании в горнодобывающей сфере Golder Associates, любое, даже на несколько центов снижение себестоимости добычи породы способно существенно снизить производственные затраты на крупнейших шахтах, независимо от их специализации, будь то добыча угля, меди или железной руды.

И он не сомневается, что БелАЗ-75710, являясь чудом современной инженерно-технической мысли, сможет доказать свою полезность.

Не самосвалами едиными

Строго говоря, рекорд по способности перевозить тяжёлые грузы принадлежит отнюдь не карьерной технике. На эту роль с полным правом претендует железнодорожный состав. Но он, несмотря на распространённость, не может в полной мере именоваться самоходным транспортным средством, ибо его свобода перемещения ограничена рельсами.

БелАЗ-75710

Самый большой грузовик БелАЗ-75710

Поэтому возможность создания самой огромной грузовой машины в мире неизбежно должна была обратить внимание инженеров на идею сцепного колёсного транспорта. Первая такая попытка была предпринята в 40-х годах прошлого столетия, когда в США в военных целях была сконструирована такая сцепка, составленная из двух платформ для перевозки танков, каждая из которых была оснащена 220-сильным мотором. В 50-е годы, когда мир осознал опасность гонки ядерных вооружений, американцы создали колёсный поезд длиной 197 метров, состоящий уже из 12 платформ. При этом каждое колесо снабдили собственным электродвигателем, все они управлялись из кабины и поэтому тележки могли двигаться точно след в след, и даже поворачивать практически под прямым углом.

Но со временем первенство в вопросах создания самых длинных грузовиков окончательно перекочевало на зелёный континент. И не потому, что там находятся самые амбициозные инженеры – просто местные особенности таковы, что без такой техники и при отсутствии железнодорожного сообщения и асфальтированных дорог доставлять большое количество грузов на огромные расстояния иными способами невозможно.

Кто первым осмелился пересечь Австралию с севера на юг, доподлинно неизвестно, но это однозначно были смельчаки, ведь большая часть континента – это пустыни или полупустыни. Именно здесь используют серийные трейлеры Kenworth и Mack, цепляя к тягачу до шести тележек. Баки этих монстров вмещают порядка 2 тонн топлива, главное – не уснуть за рулём и не поймать острый камень. Само собой разумеется, что встреча с таким автопоездом, мчащимся на скорости 100 км/час и более, для рядового автомобилиста – очень серьёзное и рискованное мероприятие, даже если он едет навстречу. Не прижмёшься к самой обочине – и тебя может просто смести встречным потоком воздуха, да и виляние в сторону здесь достаточно амплитудное. А об обгоне неопытным водителям лучше и не помышлять – в таких случаях даже правительственные СМИ рекомендуют воздержаться от опасного манёвра, если дорога впереди не пустая на расстоянии минимум одного километра.

Что касается рекорда, то самый длинный и большой грузовой автомобиль в мире –это Kenworth С501Т, снабженный 79 прицепами и общей протяжённостью 1020 метров, которому удалось проехать около 8 километров. Однако и этот рекорд просуществовал недолго: в 2006 году Mack Titan, оснащённый 112 прицепами, при длине состава в 1475 метров проехал около 150 метров – этого оказалось достаточно для фиксации в книге рекордов Гиннесса.

Но эти монстры не могут использоваться на дорогах общего использования. Тем не менее, именно австралийские правила дорожного движения самые лояльные в мире – там разрешено использовать автопоезда длиной до 53 метров. На втором месте Канада с её огромными расстояниями и пустынными северными дорогами – 35 метров. Но если фура оснащена несколькими трёхосными полуприцепами, то длина автопоезда может быть увеличена до 38 метров.

Для сравнения: в Европе этот показатель гораздо ниже, порядка 18 019 метров, и только в заснеженных скандинавских странах разрешено эксплуатировать автопоезда длиной 25 метров. В США в разных штатах по-разному, максимум – это 18,5 метров.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети