Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Что лучше выбрать: механическую или автоматическую коробку

В спорах между адептами различных типов трансмиссий сломано немало копий. У большинства водителей с многолетним стажем, опробовавшими оба варианта, сложилось своё мнение на этот счёт, часто диаметрально противоположное. Почему мнения по этому вопросу столь разноречивы, мы и попытаемся разобраться. Уверяем читателей, что наша цель – не увеличить количество сторонников конкретной разновидности коробок передач. Мы лишь хотим дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон механических и автоматических КПП, предоставив возможность сделать окончательный выбор тем, кто планирует приобрести новый или заменить старый автомобиль.

Механическая и автоматическая коробки

Какие КПП бывают

Механической коробке – более 130 лет. Она и сегодня является превалирующей, особенно на автомобилях бюджетного и среднего ценового класса. Здесь, чтобы выбрать другую передачу, соответствующую текущему скоростному режиму, необходимо выжать педаль сцепления, которая разъединяет валы двигателя и трансмиссии. Всё достаточно просто, но в условиях движения в городских пробках на частые манипуляции с педалью сцепления и рычагом переключения передач уходит немало усилий.

Чтобы облегчить жизнь водителю, конструкторы попытались автоматизировать процесс. Первая коробка-автомат появилась в 1928 году, а массовое применение началось уже в послевоенные годы.

На сегодня существуют три основные виды автоматических коробок передач:

  • классическая гидромеханическая;
  • вариаторная АКПП;
  • роботизированная коробка.

Рассмотрим особенности каждой из разновидностей.

Гидромеханическая автоматическая КПП призвана облегчить жизнь водителю, избавив его от необходимости выжимать сцепление. Его роль играет гидротрансформатор – блок, заполненный трансмиссионной жидкостью, которая под воздействием управляющего блока формирует избыточное давление, воздействующее на ведомый вал, связанный непосредственно с коробкой.

Механическая КПП

Механическая коробка

Переключать передачи здесь не нужно, но в силу особенностей конструкции избавиться от рычага (он здесь называется селектор) полностью не удаётся, поскольку для таких пограничных режимов, как задний ход или остановка авто требуется ручное переключение. Главный недостаток АКПП – дёрганья автомобиля в момент перехода на высшую или низшую передачи. Коэффициент полезного действия автоматических коробок ниже, чем у механики, из-за энергетических потерь в жидкостной среде гидротрансформатора. Отсюда – повышенный аппетит машин с коробкой-автоматом.

Разновидностью АКПП является вариатор, в котором изменение передаточного числа осуществляется посредством автоматического изменения диаметра ведущего шкива. Поскольку это происходит плавно, никаких рывков автомобиля не наблюдается. НО гидротрансформатор нужен и здесь – без него машина не сможет тронуться. А значит, налицо усложнение конструкции и удорожание роботизированной коробки по сравнению с обычным автоматом. Вследствие этого надёжность вариатора считается меньшей, чем у конкурентов. Есть и другие недостатки – например, относительно невысокий ресурс цепи, соединяющей ведущий и ведомый шкивы, возросшая роль электроники, которая тоже может «капризничать», а также повышенная шумность в работе.

Роботизированная коробка, или просто «робот», несмотря на принадлежность к классу АКПП, представляет собой вариант механической коробки, но без педали сцепления – её заменяет электроника и исполнительные механизмы на электротяге. Это – самый экономичный вид трансмиссии, но и здесь в силу присутствия сцепления без рывков не обходится, особенно при активном ускорении. Так что с выбором автоматической коробки передач не всё так просто, но об этом поговорим позже.

Механическая КПП: особенности, достоинства, недостатки

С технической точки зрения МКПП – самые совершенные трансмиссии, но и здесь прогресс не стоит на месте. Совершенствование конструкции идёт по разным направлениям, но эти изменения не носят революционного характера.

Механическая КПП

Механическая КПП

Прежде чем пытаться понять, что лучше, МКПП или коробка-автомат, перечислим основные плюсы механических трансмиссий:

  • разгонная динамика много лучше, чем у любой разновидности автоматических коробок, ведь вы имеете возможность поднимать обороты двигателя вплоть до красной зоны. У автомобиля с АКПП переключение происходит автоматически при достижении определённой скорости вращения коленвала вне зависимости от воли водителя;
  • мастеровитые водители, умеющие переключать скорости быстро, а также управлять автомобилем накатом, добиваются реальной экономии топлива. С коробкой-автоматом этого добиться в принципе невозможно;
  • средняя ёмкость механической трансмиссии – 3 литра, автоматические оппоненты требуют в 2-3 раза больше масла;
  • если нажать на педаль сцепления, двигатель будет отсоединён от МКПП. Это важно зимой, поскольку существенно облегчает пуск мотора;
  • конструкция механической коробки достаточно ремонтопригодна – многие автовладельцы умудряются сами ремонтировать этот агрегат, а с СТО проблем вообще нет;
  • пробуксовки на механике не так опасны последствиями, как на автомате.

А теперь о недостатках:

  • освоение управления автомобилем с МКПП – задача непростая, особенно тяжело новичкам даются такие манёвры, как трогание с места, особенно – в гору;
  • новичкам также свойственна такая ошибка, как удерживание сцепления частично выжатым без необходимости, что часто становится причиной преждевременного выхода этого узла из строя;
  • поскольку режимы работы силового агрегата электроникой не контролируются, ресурс двигателя оказывается меньше из-за его усиленного износа.

Автоматическая коробка передач

Здесь простора для совершенствования намного больше. Так, для увеличения плавности переключения увеличивают количество ступеней (диапазонов) – сегодня нередко можно встретить коробки с 9, 10 и более диапазонами.

Но и здесь всё зависит от разновидности автоматической трансмиссии, и определить, какая коробка лучше, АКПП, вариатор или роботизированная, не так просто.

АКПП

Автоматическая коробка передач

Рассмотрим их основные достоинства:

  • в целом динамика разгона у классического автомата хуже, чем у механики, но современные вариаторы и роботизированные коробки ничуть не хуже МКПП;
  • классический автомат расходует больше топлива, но вариаторы, а также шести-восьмидиапазонные коробки также успешно конкурируют с механикой;
  • по степени удобства для водителя любой автомат на порядок лучше механического аналога;
  • автоматика не позволяет водителю перегревать мотор, так что его ресурс оказывается в целом повыше.

Есть и минусы:

Какой вариант лучше

Итак, автомобиль с какой коробкой передач лучше выбрать? Как свидетельствует статистика, динамика продаж авто с АКПП заметно опережает данные по машинам, оснащённым механикой, ведь тренд на увеличение комфорта и безопасности нынче главенствует. Для новичков, только осваивающих управление автомобилем, автомат будет безусловно лучшим выбором. Но не всё так просто, ведь, кроме комфорта, следует учитывать и другие факторы. Давайте вкратце их все рассмотрим:

  1. Экономичность. Здесь механика впереди, но разница невелика (в пределах 0,1-0,5 литров на 100 километров). Впрочем, в условиях перманентного роста цен на топливо годовая экономия может достигать немалых величин.
  2. Надёжность. Здесь тоже явное преимущество – за механикой. Чем совершеннее АКПП, тем сложнее её конструкция, а это напрямую влияет на показатель надёжности. Рейтинг надёжности коробок передач выглядит следующим образом: механика, «робот», АКПП, вариатор.
  3. Комфорт. Здесь всё понятно – АКПП на голову выше. Но лёгкость управления автоматической коробкой имеет и обратную сторону – водитель, никогда не сидевший за рулём авто с механикой, вряд ли справится с такой трансмиссией.
  4. Стоимость. Здесь ситуация не в пользу автоматических коробок любых модификаций, причём разница в цене может достигать нескольких тысяч долларов. С точки зрения расходов на эксплуатацию, ремонт и обслуживание, ситуация складывается тоже не в пользу автоматических трансмиссий, начиная с трат на замену масла и заканчивая трудностями с ремонтом (далеко не все автосервисы берутся за такие работы).
  5. Разгонная динамика. Здесь преимущество тоже на стороне МКПП, но оно постепенно становится менее ощутимым.
  6. Ресурс силового блока. Если говорить о сцеплении и двигателе, то в случае механики они выходят из строя быстрее. При этом самые надежные автоматические коробки передач имеют меньший ресурс, чем механический аналог.
  7. Управляемость. Если речь идёт о дорогах с твёрдым покрытием, то здесь преимущество на стороне АКПП. А вот на бездорожье, где без пробуксовок не обойтись, автомобиль с механической трансмиссией является намного предпочтительней.

Как видим, вопрос, на какой коробке передач лучше ездить, остаётся открытым. Окончательное решение следует принимать, тщательно взвесив все вышеперечисленные факторы в соответствии с вашими предпочтениями и возможностями.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети