Что лучше выбрать: механическую или автоматическую коробку
В спорах между адептами различных типов трансмиссий сломано немало копий. У большинства водителей с многолетним стажем, опробовавшими оба варианта, сложилось своё мнение на этот счёт, часто диаметрально противоположное. Почему мнения по этому вопросу столь разноречивы, мы и попытаемся разобраться. Уверяем читателей, что наша цель – не увеличить количество сторонников конкретной разновидности коробок передач. Мы лишь хотим дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон механических и автоматических КПП, предоставив возможность сделать окончательный выбор тем, кто планирует приобрести новый или заменить старый автомобиль.
Какие КПП бывают
Механической коробке – более 130 лет. Она и сегодня является превалирующей, особенно на автомобилях бюджетного и среднего ценового класса. Здесь, чтобы выбрать другую передачу, соответствующую текущему скоростному режиму, необходимо выжать педаль сцепления, которая разъединяет валы двигателя и трансмиссии. Всё достаточно просто, но в условиях движения в городских пробках на частые манипуляции с педалью сцепления и рычагом переключения передач уходит немало усилий.
Чтобы облегчить жизнь водителю, конструкторы попытались автоматизировать процесс. Первая коробка-автомат появилась в 1928 году, а массовое применение началось уже в послевоенные годы.
На сегодня существуют три основные виды автоматических коробок передач:
- классическая гидромеханическая;
- вариаторная АКПП;
- роботизированная коробка.
Рассмотрим особенности каждой из разновидностей.
Гидромеханическая автоматическая КПП призвана облегчить жизнь водителю, избавив его от необходимости выжимать сцепление. Его роль играет гидротрансформатор – блок, заполненный трансмиссионной жидкостью, которая под воздействием управляющего блока формирует избыточное давление, воздействующее на ведомый вал, связанный непосредственно с коробкой.

Механическая коробка
Переключать передачи здесь не нужно, но в силу особенностей конструкции избавиться от рычага (он здесь называется селектор) полностью не удаётся, поскольку для таких пограничных режимов, как задний ход или остановка авто требуется ручное переключение. Главный недостаток АКПП – дёрганья автомобиля в момент перехода на высшую или низшую передачи. Коэффициент полезного действия автоматических коробок ниже, чем у механики, из-за энергетических потерь в жидкостной среде гидротрансформатора. Отсюда – повышенный аппетит машин с коробкой-автоматом.
Разновидностью АКПП является вариатор, в котором изменение передаточного числа осуществляется посредством автоматического изменения диаметра ведущего шкива. Поскольку это происходит плавно, никаких рывков автомобиля не наблюдается. НО гидротрансформатор нужен и здесь – без него машина не сможет тронуться. А значит, налицо усложнение конструкции и удорожание роботизированной коробки по сравнению с обычным автоматом. Вследствие этого надёжность вариатора считается меньшей, чем у конкурентов. Есть и другие недостатки – например, относительно невысокий ресурс цепи, соединяющей ведущий и ведомый шкивы, возросшая роль электроники, которая тоже может «капризничать», а также повышенная шумность в работе.
Роботизированная коробка, или просто «робот», несмотря на принадлежность к классу АКПП, представляет собой вариант механической коробки, но без педали сцепления – её заменяет электроника и исполнительные механизмы на электротяге. Это – самый экономичный вид трансмиссии, но и здесь в силу присутствия сцепления без рывков не обходится, особенно при активном ускорении. Так что с выбором автоматической коробки передач не всё так просто, но об этом поговорим позже.
Механическая КПП: особенности, достоинства, недостатки
С технической точки зрения МКПП – самые совершенные трансмиссии, но и здесь прогресс не стоит на месте. Совершенствование конструкции идёт по разным направлениям, но эти изменения не носят революционного характера.

Механическая КПП
Прежде чем пытаться понять, что лучше, МКПП или коробка-автомат, перечислим основные плюсы механических трансмиссий:
- разгонная динамика много лучше, чем у любой разновидности автоматических коробок, ведь вы имеете возможность поднимать обороты двигателя вплоть до красной зоны. У автомобиля с АКПП переключение происходит автоматически при достижении определённой скорости вращения коленвала вне зависимости от воли водителя;
- мастеровитые водители, умеющие переключать скорости быстро, а также управлять автомобилем накатом, добиваются реальной экономии топлива. С коробкой-автоматом этого добиться в принципе невозможно;
- средняя ёмкость механической трансмиссии – 3 литра, автоматические оппоненты требуют в 2-3 раза больше масла;
- если нажать на педаль сцепления, двигатель будет отсоединён от МКПП. Это важно зимой, поскольку существенно облегчает пуск мотора;
- конструкция механической коробки достаточно ремонтопригодна – многие автовладельцы умудряются сами ремонтировать этот агрегат, а с СТО проблем вообще нет;
- пробуксовки на механике не так опасны последствиями, как на автомате.
А теперь о недостатках:
- освоение управления автомобилем с МКПП – задача непростая, особенно тяжело новичкам даются такие манёвры, как трогание с места, особенно – в гору;
- новичкам также свойственна такая ошибка, как удерживание сцепления частично выжатым без необходимости, что часто становится причиной преждевременного выхода этого узла из строя;
- поскольку режимы работы силового агрегата электроникой не контролируются, ресурс двигателя оказывается меньше из-за его усиленного износа.
Автоматическая коробка передач
Здесь простора для совершенствования намного больше. Так, для увеличения плавности переключения увеличивают количество ступеней (диапазонов) – сегодня нередко можно встретить коробки с 9, 10 и более диапазонами.
Но и здесь всё зависит от разновидности автоматической трансмиссии, и определить, какая коробка лучше, АКПП, вариатор или роботизированная, не так просто.

Автоматическая коробка передач
Рассмотрим их основные достоинства:
- в целом динамика разгона у классического автомата хуже, чем у механики, но современные вариаторы и роботизированные коробки ничуть не хуже МКПП;
- классический автомат расходует больше топлива, но вариаторы, а также шести-восьмидиапазонные коробки также успешно конкурируют с механикой;
- по степени удобства для водителя любой автомат на порядок лучше механического аналога;
- автоматика не позволяет водителю перегревать мотор, так что его ресурс оказывается в целом повыше.
Есть и минусы:
- большие расходы на масло;
- высокая стоимость;
- сложный и дорогостоящий ремонт.
Какой вариант лучше
Итак, автомобиль с какой коробкой передач лучше выбрать? Как свидетельствует статистика, динамика продаж авто с АКПП заметно опережает данные по машинам, оснащённым механикой, ведь тренд на увеличение комфорта и безопасности нынче главенствует. Для новичков, только осваивающих управление автомобилем, автомат будет безусловно лучшим выбором. Но не всё так просто, ведь, кроме комфорта, следует учитывать и другие факторы. Давайте вкратце их все рассмотрим:
- Экономичность. Здесь механика впереди, но разница невелика (в пределах 0,1-0,5 литров на 100 километров). Впрочем, в условиях перманентного роста цен на топливо годовая экономия может достигать немалых величин.
- Надёжность. Здесь тоже явное преимущество – за механикой. Чем совершеннее АКПП, тем сложнее её конструкция, а это напрямую влияет на показатель надёжности. Рейтинг надёжности коробок передач выглядит следующим образом: механика, «робот», АКПП, вариатор.
- Комфорт. Здесь всё понятно – АКПП на голову выше. Но лёгкость управления автоматической коробкой имеет и обратную сторону – водитель, никогда не сидевший за рулём авто с механикой, вряд ли справится с такой трансмиссией.
- Стоимость. Здесь ситуация не в пользу автоматических коробок любых модификаций, причём разница в цене может достигать нескольких тысяч долларов. С точки зрения расходов на эксплуатацию, ремонт и обслуживание, ситуация складывается тоже не в пользу автоматических трансмиссий, начиная с трат на замену масла и заканчивая трудностями с ремонтом (далеко не все автосервисы берутся за такие работы).
- Разгонная динамика. Здесь преимущество тоже на стороне МКПП, но оно постепенно становится менее ощутимым.
- Ресурс силового блока. Если говорить о сцеплении и двигателе, то в случае механики они выходят из строя быстрее. При этом самые надежные автоматические коробки передач имеют меньший ресурс, чем механический аналог.
- Управляемость. Если речь идёт о дорогах с твёрдым покрытием, то здесь преимущество на стороне АКПП. А вот на бездорожье, где без пробуксовок не обойтись, автомобиль с механической трансмиссией является намного предпочтительней.
Как видим, вопрос, на какой коробке передач лучше ездить, остаётся открытым. Окончательное решение следует принимать, тщательно взвесив все вышеперечисленные факторы в соответствии с вашими предпочтениями и возможностями.