Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики
ГлавнаяРазноеВсё о федеральной программе утилизации автомобилей

Всё о федеральной программе утилизации автомобилей

Старение – процесс, естественный для любого живого организма, от бактерии до высших позвоночных. Увы, но и неорганические материалы подвержены разрушению, а скорость этого процесса зависит от внешних условий. В случае транспортных средств эти условия таковы, что среднее время безотказной работы легкового автомобиля редко когда превышает десять лет. И даже если вы относитесь к категории дисциплинированных, аккуратных и бережливых автомобилистов, ресурс вашего «железного коня» всё равно ограничен. Рано или поздно машина начнёт ломаться, объём эксплуатационных расходов вырастает на порядок, и приходит время задуматься, что делать с автомобилем, который уже не в состоянии выполнять своих функций.

Как воспользоваться программой утилизации автомобилей

Алгоритм использования программы утилизации автомобилей.

До недавнего времени вариантов было всего два:

  • поставить машину «на прикол» где-нибудь на даче или во дворе, предоставив её медленному, но неумолимому воздействию коррозионных процессов;
  • продать её на разборку.

К первому способу сегодня прибегают крайне редко, поскольку, во-первых, найти место для «пенсионной» стоянки крайне проблематично, а во-вторых, за такой автомобиль придётся платить транспортный налог. Но и продажа машины, верно прослужившей вам на протяжении многих лет, особо много денег не принесёт. Теперь у наших соотечественников имеется и альтернативный, более выгодный вариант: программа утилизации автомобилей. Что это такое и как воспользоваться этой программой, мы и расскажем нашим читателям.

Программа утилизации: государственный подход

Либерализация внешней торговли – палка о двух концах. С одной стороны, насыщение рынка – это хорошо. Но хлынувший в страну поток подержанных автомобилей резко увеличил старение парка автотранспортных средств, одновременно нанеся удар по отечественному автопрому.

Программа утилизации

Утилизация автомобилей в развитых странах – достаточно дорогостоящий процесс для автовладельцев. Неудивительно, что им гораздо выгоднее продать его, пускай и за бесценок, чем платить большие деньги за то, чтобы избавиться от отслужившей своё машины. Ну, а перекупщики сбывают весь этот хлам в развивающиеся страны, не имеющие собственного автопрома. Так уж случилось, что на протяжении многих десятков лет отечественный рынок был изолированным, поэтому хлынувший после 90-х лет поток подержанных авто был настолько велик, что фактически похоронил многие успешные ранее отечественные проекты – тот же Москвич, например. Да и АвтоВАЗ выжил только благодаря регулярным вливаниям из бюджета.

В результате за относительно короткий срок в России скопилось громадное число морально и физически устаревших автомобилей, которые владельцам оказалось невыгодно эксплуатировать, да и девать, собственно говоря, особо некуда. Именно поэтому такой показатель, как естественное выбытие автопарка, по РФ в настоящее время гораздо ниже общемировых норм – 2,5% против 7 – 8%. Конечно, найдутся те, кто будет считать это несомненным плюсом. Их аргумент прост – таким образом отечественный автолюбитель, несмотря на плохие дороги и дороговизну техобслуживания и ремонта, может экономить домашний бюджет, не разоряясь на частые покупки новой машины.

За рубежом первый владелец легкового автомобиля пользуется им всего 33 месяца, то есть менее трёх лет, второй избавляется от такой машины через 26 месяцев. В нашей стране эти показатели – 63 и 58 месяцев соответственно, то есть фактически вдвое больше. Впрочем, это может свидетельствовать просто о более низкой покупательской способности наших граждан, так что гордиться такими цифрами явно не стоит. В последнее время ситуация с рынком новых автомобилей отечественной сборки существенно улучшилась, но потребителей этой категории товаров просто необходимо стимулировать, ведь даже чисто психологически очень сложно найти повод для того, чтобы избавиться от старого авто и приобрести новый автомобиль – слишком большим оказывается бремя финансовых потерь.

Участвовать в программе утилизации

Программа утилизации позволяет частично решить эту проблему. Кроме того, с её помощью государство пытается решить целый ряд других вопросов:

  • стимулировать российский автопром и многие смежные отрасли;
  • оказать материальную помощь гражданам в приобретении новых авто с большими скидками;
  • косвенно воздействовать на улучшение социального климата в стране.

Условия действия программы

Утилизация подержанных транспортных средств практикуется во многих странах с середины прошлого столетия. По мере роста количества старых автомобилей проблема их хранения действительно становится всё актуальнее, и решается она посредством организации специальных свалок. Оттуда они постоянно изымаются и отправляются на переработку. Такая централизованная процедура, кроме всего прочего, призвана снизить нагрузку на окружающую среду, избавив её от гниющего металла и других экологически грязных материалов, присутствующих в любом авто.

В условиях нашей страны подобная программа (во всяком случае теоретически) должна также способствовать повышению безопасности на дорогах, ведь чем старее автомобиль – тем выше вероятность его поломки непосредственно во время движения.

Условия участия в программе утилизации авто предполагают два возможных сценария для того, кто намерен избавиться от старого ТС:

  • сдача машины в лом;
  • приобретение нового авто с существенно скидкой (trade-in).

В обоих случаях владелец транспортного средства получит скидку на приобретение другого авто, но её размер зависит от того, намереваетесь ли вы просто отдать его на переработку или захотите сделать обмен. Имеют значение также марка/модель и год выпуска машины.

Условия действия программы

В соответствии с госпрограммой утилизации могут быть подвергнуты практически все автомобили, но при условии их соответствия ряду требований:

  1. Год выпуска. Хотя на данный момент этот фактор практически не рассматривается, вы вряд ли сможете получить скидку, если ваш автомобиль выпущен до 1999 года (но зато вы сможете получить живые деньги в зависимости от веса авто). Если по возрасту всё хорошо, автомобиль должен иметь статус «старая машина». Следует также учитывать, что сдаче в утилизацию не подлежат транспортные средства моложе шести лет, а если вы хотите участвовать в программе trade-in, возраст вашего старого автомобиля не должен превышать 10 лет.
  2. Право собственности. Здесь тоже существуют определённые ограничения. Так, если у автомобиля несколько владельцев, утилизировать его не получится – нужно будет каким-то образом решить эту проблему. Такой же запрет имеется в отношении транспортных средств, приобретённых в лизинг или кредит при условии, что он на момент обращения не погашен. Наконец, допускается утилизировать только те автомобили, которые находятся в собственности более 12 месяцев по программе «утилизация» и более 9 месяцев – по программе обмена на новый автомобиль. Это сделано для того, чтобы избежать потенциально возможных претензий со стороны прежних владельцев.
  3. Соответствие определённым техническим требованиям. Во-первых, автомобиль должен быть полностью укомплектован, то есть не допускается отсутствие узлов и агрегатов, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Во-вторых, не будут приняты в утилизацию машины, подвергшиеся существенной переукомплектации, или при выполнении ремонтных работ были установлены запчасти от других моделей/марок. Впрочем, это требование часто не выполняется, как и необходимость нахождения утилизируемого ТС «на ходу». Во всяком случае, на момент доставки автомобиля в дилерский центр он уже должен быть снят с учёта, то есть своим ходом добраться уже не получится. Кстати, за доставку эвакуатором придётся заплатить именно владельцу.

Отметим, что действие федеральной программы не распространяется на нерезидентов – ею могут воспользоваться только граждане РФ. Как работает программа утилизации автомобилей, мы рассмотрим более подробно чуть ниже.

Этапы и срок действия госпрограммы

Несмотря на засилье подержанных автомобилей на российских дорогах, законодатели не спешили предпринимать меры, способствующие решению этой проблемы. И только в 2010 году начала действовать первая версия программы утилизации, позволяющая хоть в какой-то мере улучшить ситуацию на дорогах и снизить пресс на отечественного автопроизводителя. Срок действия программы утилизации составил один год, в соответствии с первоначальными условиями при сдаче старого автомобиля в утиль физическим лицом выдавался сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который можно было использовать для получения скидки при покупке нового авто. При этом выбор таких машин был в год старта программы весьма ограниченным – около 80% приобретенных с профитом машин были с логотипом «АвтоВАЗ», на втором месте с 7% оказался концерн «Рено». Всего в рамках госпрограммы было освоено 30 миллиардов рублей, сертификаты получили 600000 человек, на которые приобретено 500 тысяч новых авто.

Ввиду успешности программы её продлили на 2011 год, но затем её финансирование свернули. Таким образом, на перовом этапе программа утилизации автомобилей действовала до 2012 года.

Второе дыхание федеральная программа получила в сентябре 2014 года, чему во многом способствовали отрицательные тенденции в отечественном автопроме и, безусловно, падение покупательской способности населения. Затем программа регулярно продлевалась. В 2016 году на эти цели выделили 22,5 миллиарда рублей, но затем финансирование увеличили до 23,5 миллиарда. Эта же сумма закладывалась в бюджет и на 2017 год. Примерно в это же время начали распространяться слухи об очередном сворачивании программы, но этого не случилось. Впрочем, сегодня ни один эксперт не может с уверенностью утверждать, когда закончится действие программы утилизации автомобилей, учитывая сложившуюся ситуацию в экономике.

Срок действия программы

Перспективы на 2018 год

Тем не менее, правительство РФ решило продлить возможность утилизации старых авто ещё на год, невзирая на дефицитность бюджета и мнение скептиков, утверждающих, что дальнейшая поддержка программы является нецелесообразной. В пользу же данного проекта говорит постоянный рост его популярности среди населения. Решение о пролонгации действия программы было принято в декабре 2017 года, при непосредственном участии премьера Медведева. Этому решению способствовали положительные прогнозы специалистов в отношении экономических показателей на 2018 год – низкий уровень инфляции (на уровне не более 5%) и высокая вероятность роста стоимости нефти на 10 – 15 долларов/баррель. Предварительная сумма, требуемая для поддержки программы, озвученная экспертами – 25030 миллиардов рублей. Так что пока отечественные автомобилисты могут спать спокойно: на данный момент программа утилизации автомобилей ещё действует.

Способы утилизации

Как уже отмечалось выше, собственник старого автомобиля может избавиться от него двумя способами:

  • воспользовавшись федеральной программой;
  • утилизировав своё авто самостоятельно.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Утилизация с использованием госпрограммы

Если ваш автомобиль удовлетворяет условиям программы, вам нужно сначала снять его с учёта, а затем сдать в ближайший пункт приёма (если вы хотите получить за него деньги) или обратиться к дилеру, если планируете приобрести новое авто по программе trade-in. Для этого нужно собрать необходимый пакет документов, написать заявление установленного образца и пойти с бумагами в регистрационный департамент ГИБДД для снятия транспортного средства с учёта. С недавних пор записаться на приём можно через интернет – это позволит сэкономить вам время. Если вы выбрали вариант утилизации авто за деньги, вам придётся его взвесить, поскольку плата осуществляется из расчёта стоимости килограмма металла. Это позволит вам грубо оценить, сколько денег вам заплатят. Если вы хотите получить скидку на покупку нового авто, вам выдадут купон номиналом 50 – 350 тысяч рублей.

Воспользоваться программой

Стоит отметить, что если ваш автомобиль не имеет документов, это не является препятствием для снятия его с учёта. Однако в случае лишения прав производить с ним любые регистрационные действия или сдать в утиль транспортное средство не получится, пока запрет не будет снят. Хотя новые автомобили утилизации не подлежат, исключения из этого правила бывают – например, после ДТП, если пункт об утилизации предусмотрен в условиях страхового контракта.

Самостоятельная утилизация

Утилизировать автомобиль можно и самостоятельно – при условии, что вы хорошо разбираетесь в его конструкции. Разобрав его на узлы и запчасти, можно с выгодой реализовать их на вторичном авторынке. Те металлические детали, которые продать не удалось, можно просто сдать в пункт приёма металлолома. Хорошее знание устройства ТС поможет вам собрать немалое количество цветных металлов, содержащихся в электроприборах. Даже такие детали интерьера, как кресла и коврики, могут найти применение в хозяйстве. Впрочем, такой вариант трудно назвать массовым и лёгким в реализации – для рядового автомобилиста такой способ гораздо более затратный и далеко не факт, что выгодный.

Документы, необходимые для утилизации

Чтобы избавиться от старой машины по программе утилизации, необходимо собрать следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копия паспорта транспортного средства, в которой должны обязательно присутствовать данные о сроке нахождения автомобиля в собственности;
  • документ, свидетельствующий о снятии машины с учёта по причине её утилизации (это может быть справка, выданная в ГИБДД, или соответствующая отметка в ПТС, либо оригинал КУТС, заверенный сотрудником ГИБДД);
  • акт сдачи транспортного средства компании, занимающейся утилизацией.

Снятие автомобиля с регистрации

Данная процедура у многих вызывает затруднения, поэтому имеет смысл описать требующийся от вас алгоритм действий:

  • сначала необходимо заполнить бланк заявления в МРЭО, образец которого можно найти в интернете;
  • после этого также по установленному образцу пишем объяснительную записку;
  • затем обе бумаги вместе с паспортом относим в ГИБДД, где необходимо пройти процедуру снятия вашего авто с учёта. При этом техосмотр транспортного средства производить не требуется.

После завершения процедуры останется только получить на руки выписку из реестра, которая подтверждает прохождение регистрации, и обратиться в ближайший пункт приёма автомобилей по программе утилизации. Если вы намерены участвовать в программе трейд-ин, вам предстоит:

  • передать утилизируемый автомобиль дилеру;
  • заключить договор с оформлением доверенности, что позволит дилеру без вашего участия снять транспортное средство с учёта (с момента заключения договора и до его переработки ответственность за автомобиль несёт дилер);
  • оплатить услуги утилизатора (сумма может отличаться в зависимости от локации);
  • после этого дилер выдаёт вам свидетельство об утилизации машины и документы, дающие право на получение скидки при приобретении нового автомобиля;
  • оформить договор приобретения ТС.

Обращаем внимание: свидетельство об утилизации выдаётся не сразу: утилизатор должен произвести осмотр автомобиля и выполнить процедуру его разборки на отдельные узлы/агрегаты.

Где ещё можно сдать машину по программе утилизации

При желании можно найти фирмы, предоставляющие услуги утилизации по описанной выше схеме бесплатно, но в этом случае снятие с учёта будет уже вашей заботой. Есть также вариант обращения к компании, специализирующейся на скупке подержанных авто с целью их последующей сдачи на металлолом. Как правило, к такой процедуре прибегают, если ваш автомобиль попал в ДТП, испытал воздействие водной среды или пожара, если он некомплектный. С такими же недостатками можно сдать машину фирмам, занимающимися восстановлением и перепродажей подержанных авто.

Требования к автомобилю, который предстоит утилизировать

Для участия в данной федеральной программе подходят далеко не все автомобили. Утилизируемые транспортные средства должны отвечать следующим условиям:

  • обладать полным техническим соответствием паспортным данным (другими словами, авто не должно быть разукомплектованным);
  • марка, модель, страна производства и год выпуска должны соответствовать утверждённому перечню;
  • автомобиль должен находиться в собственности лица, желающего его утилизировать, не менее девяти месяцев по программе trade-in и не менее года по программе «утилизация»;
  • автомобиль не должен быть общей собственностью нескольких лиц;
  • он не должен быть в лизинге или незакрытом кредите.

И еще один нюанс: если вы хотите обменять старый автомобиль на новый, последняя редакция госпрограммы предполагает приобретение нового автомобиля, произведённого только на предприятиях, расположенных в России.

Требования к автомобилю

Особенности утилизации автомобилей

Начиная с 2016 года, бюджетные деньги по программе утилизации передаются регионам в виде субвенций, а местные власти, руководствуясь годовыми итогами выполнения программы, выплачивают автопроизводителям соответствующие денежные компенсации. При этом в программе, кроме физических лиц, могут участвовать и юридические, включая лизинговые компании, а в качестве объекта утилизации могут выступать легковой, коммерческий, грузовой транспорт и автобусы.

Если в 2010/2011 годах основным участником программы был АвтоВАЗ, то на втором этапе, после образования альянса «Лада-Ниссан-Рено», к ней подключились практически все отечественные автопроизводители, производящие зарубежные бренды. Отметим, что на начальном этапе программа trade-in отсутствовала, сейчас же сдать старый автомобиль по программе утилизации можно и с использованием этой опции. Дилеры при этом могут как отправить автомобиль на металлолом, так и восстановить своими силами с целью последующей перепродажи.

Утилизация коммерческих авто

Устаревший и изношенный автомобиль является обузой не только для рядовых автолюбителей – огромное количество фирм и организаций самого разного масштаба владеют впечатляющим количеством транспортных средств, подлежащих списанию. При этом желание их утилизировать продиктовано вполне очевидными материальными причинами: желанием уменьшить налоговое бремя, поскольку транспортные сборы уплачиваются даже на те автомобили, которые уже давно не на ходу, а их починка требует ещё больших материальных вложений.

Утилизация коммерческих авто

Конечно, списание транспортного средства остаётся самым простым и распространённым способом решения проблемы, независимо от причины принятия такого решения (полный износ, попадание в серьёзное ДТП, эксплуатация транспортного средства по доверенности, угон машины). Но если имеется желание приобрести новый автомобиль, почему бы не воспользоваться госпрограммой утилизации, которая позволит сэкономить значимую часть его стоимости? Безусловно, для частника эта процедура гораздо менее хлопотная – ему достаточно подготовить минимальный пакет документов, написать заявление и приехать в ГИБДД для снятия ТС с учёта. Утилизация коммерческого авто потребует подготовки гораздо большего количества документов:

  • акт осмотра транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации;
  • техпаспорт;
  • доверенность от фирмы-обладателя ТС;
  • госномера;
  • акт о проведении инвентаризации;
  • паспорт представителя организации;
  • квитанция об оплате компанией госпошлины;
  • пакет документ ов фирмы-обладателя ТС;
  • акт о списании.

После предоставления этого пакета вместе с номерами инспектору, принявшему заявление, он обязан выдать транзитные номера, позволяющие на протяжении 2 месяцев управлять этим транспортным средством. За это время нужно постараться заключить договор с компанией, которая будет заниматься утилизацией коммерческого автомобиля. Впрочем, сдача старых автомобилей по программе утилизации может производиться и после истечения срока годности транзитных номеров – в этом случае машина доставляется утилизатору эвакуатором.

Утилизация грузовых автомобилей

Утилизация грузовых автомобилей

Схема утилизации автобусов/грузовых авто практически не отличается от процедуры, которую проходят владельцы легковушек. Разумеется, объём пакета документов при этом будет зависеть от того, принадлежит ли указанное ТС частнику или коммерческой организации. Второе отличие заключается в величине компенсации – для грузовиков она намного выше, хотя здесь необходимо учитывать и другие факторы (тип транспортного средства, его марка/модель, вес, техническое состояние).

Для легкового авто стоимость компенсации составляет 50000 рублей, вилка размеров компенсации для грузового автотранспорта начинается с 90000 рублей. Имеется чёткая корреляция между весом грузовика и размером денежной выплаты: для ТС, масса которых приходится на диапазон 2,5 – 3,1 тонны – это 100000 – 120000 рублей. Для крупнотоннажных грузовиков массой более 7,5 тонны размер компенсации составит 300000 – 350000 рублей. Условия, необходимые для проведения процедуры утилизации грузового автотранспорта, идентичны таковым для легковых авто. Дилер также может поступать с ТС по своему усмотрению: сдать на металлолом или попытаться восстановить его для последующей перепродажи.

Покупка автомобиля по госпрограмме утилизации

Программы trade-in практикуются отечественными автодилерами достаточно давно, но в данном случае речь идёт о федеральной программе, финансируемой из госбюджета. Очевидно, что для дилеров это отличное коммерческое предложение, позволяющее заключать соответствующие договоры с госпредприятиями, занимающимися переработкой вторматериалов. Не менее выгодным является такое предложение и для владельцев подержанных автомобилей, особенно если ими планируется приобретение нового транспортного средства.

Программы trade-in

Преимущества госпрограммы:

  • воспользовавшись предложением обмена старого авто на новое с компенсацией стоимости первого, автовладелец экономит время, поскольку при удачном стечении обстоятельств эту процедуру вполне можно выполнить за один рабочий день;
  • программы trade-in работают с большим пулом государственных и коммерческих банков;
  • если нет желания заниматься бумажной волокитой, эту часть работы может взять на себя дилер;
  • в процедуру входит заключение договора, в соответствии с которым дилер берёт на себя ответственность за транспортное средство, это избавляет собственника авто от самостоятельных поисков пункта сдачи машины и способов его доставки.

Стоит отметить, что если вы взвалите часть работы на дилера, стоимость компенсации будет меньше. Как правило, покупают новую машину в том же автосалоне, который принимал на утилизацию ваше старое ТС. Но это необязательное требование. Программа не запрещает покупку автомобиля в кредит, для чего к вышеописанному пакету документов следует добавить свидетельство об утилизации.

Алгоритм действий по приобретению нового авто в рамках госпрограммы:

  • составляется договор с дилером о приобретении автомобиля;
  • собирается пакет документов;
  • автомобиль снимается с учёта в ГИБДД;
  • машина утилизируется с получением соответствующего свидетельства и сертификата на скидку;
  • полученные документы предоставляются дилеру;
  • после оплаты его услуг из полной стоимости автомобиля будет вычтена скидка по программе утилизации.

Программа утилизации от ВАЗ

Какие автомобили можно купить по программе утилизации

Предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой представлены марки и модели автомобилей с размером скидки, участвующие в госпрограмме утилизации-2018:

Марка Модель Скидка (утилизация), тыс. руб. Скидка (trade-in), тыс. руб.
Лада — АвтоВАЗ Все 50.0 50.0
УАЗ Patriot

Hunter

Cargo

Pickup

Коммерческие модели

90.0

90.0

120.0

120.0

120.0

90.0

90.0

120.0

120.0

120.0

ГАЗ Малотоннажные коммерческие авто

Грузовики

175.0

350.0

175.0

350.0

Opel Corsa

Insignia

Meriva

Astra

Zafira Tourer

Mokka

Zafira Family

Astra Family

Antara

40.0

40.0

40.0

80.0

80.0

100.0

130.0

130.0

140.0

40.0

40.0

40.0

80.0

80.0

100.0

130.0

130.0

140.0

SsangYong Kyron

Actyon

120.0

120.0

120.0

120.0

Peugeot 408

4008

Boxer

50.0

50.0

50.0

50.0

50.0

50.0

Renault Sandero

Logan

Fluence

Megane хэтчбек

Duster

Koleos

25.0

25.0

50.0

50.0

50.0

50.0

25.0

25.0

40.0

40.0

40.0

40.0

Nissan Terrano

Almera

Teana

50.0

60.0

100.0

40.0

50.0

90.0

Volkswagen Jetta

Polo седан

Tiguan 2014

50.0

50.0

90.0

40.0

40.0

75.0

Citroen C4 седан 50.0 40.0
Ford Mondeo

Focus

Galaxy

S-Max

Kuga АТ FWD

EcoSport FWD

Kuga АТ AWD

EcoSport AWD

Kuga 2.5 Trend

Explorer

Edge

50.0

50.0

50.0

50.0

50.0

50.0

90.0

90.0

100.0

100.0

100.0

50.0

50.0

50.0

50.0

50.0

50.0

90.0

90.0

100.0

100.0

100.0

Skoda Fabia

Rapid

Octavia

Yeti

Yeti 4×4

60.0

80.0

90.0

90.0

130.0

50.0

70.0

80.0

80.0

115.0

Обобщим размер скидок, предоставляемых автосалонами, работающими по программе утилизации:

  • легковые автомобили: 40 – 175 тысяч рублей;
  • среднетоннажные грузовые ТС: 90 – 350 тысяч рублей;
  • автобусы: 100 – 300 тысяч рублей;
  • авто внедорожного класса: 90 – 140 тысяч рублей;
  • спецтехника: 100 – 350 тысяч рублей.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети