Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Правила составления европротокола при совершении ДТП

Часто бывает так, что при совершении ДТП оба его участника по какой-либо причине не желают вызывать сотрудников ГИБДД. Если повреждения незначительные, они могут договориться о возмещении пострадавшему убытка, не намереваясь обращаться и в страховую компанию. До 2015 года такие действия были бы противозаконными, но подписанное премьером Медведевым постановление позволяет покидать место совершения дорожно-транспортного происшествия, не дожидаясь прибытия дорожного инспектора. В таких случаях имеется возможность самостоятельного оформления ДТП. Европротокол как раз и является таким документом, позволяющим пострадавшей стороне получить компенсацию от страховой компании. Преимущество такого способа решения проблемы очевидно: участники дорожного происшествия могут не вызывать представителей дорожных служб – как показывает практика, их появления можно ожидать достаточно долго. Однако если у сторон имеются разногласия относительно обстоятельств аварии, или в результате происшествия имеются пострадавшие, самостоятельно оформлять ДТП уже нельзя. Многие водители никогда не сталкивались с таким новшеством. Поэтому информация о том, как оформить европротокол и что делать после этого, отнюдь не будет лишней.

Как правильно оформить европротокол при ДТП

Порядок оформления европротокола при ДТП.

Когда оформление ДТП возможно по европротоколу

Самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций при авариях практикуется во многих европейских странах достаточно давно. Тамошние водители уже при обучении получают навыки заполнения подобного документа. У нас такая практика пока встречается очень редко. Поэтому многие водители, имеющие в бардачке заветный бланк, не знают, как грамотно составить европротокол, когда его оформление будет уместным и возможным. Между тем условия его самостоятельного оформления определены в том же правительственном постановлении:

  • если в ДТП отсутствуют пострадавшие (имеются в виду граждане – водители, пассажиры, пешеходы, другие участники дорожного движения), под пострадавшим понимается получение одним из участников аварии травм независимо от степени их тяжести;
  • если объектами аварии являются автомобили, а само дорожное происшествие представляет собой их столкновение (при условии, что столкнулось менее трёх автомобилей);
  • если при ДТП не пострадало никакое другое имущество, кроме собственно транспортных средств;
  • если участники аварии имеют на руках полисы ОСАГО (либо «Зелёную карту», если участник ДТП – иностранец);
  • если между водителями, управлявшими столкнувшимися автомобилями, нет разногласий касательно всех аспектов дорожно-транспортного происшествия (включая определение виновного и степень повреждения).

Если соблюдены все вышеперечисленные условия, можно приступать к заполнению бланка Извещения сразу же после знака аварийной остановки на установленной Правилами дистанции. Владелец «Зелёной карты», являющейся зарубежным аналогом полиса ОСАГО, может по всем интересующим вопросам обращаться по телефону (495) 641 2787 в Информационный центр.

Что делать после ДТП

Как поступать сразу после аварии

Общий алгоритм действий непосредственно после совершения ДТП описан в ПДД: водитель обязан немедленно остановиться и вызвать сотрудников ГИБДД и аварийной службы, а также карету Скорой помощи (если авария привела к нанесению ущерба здоровью участников аварии). Если повреждения незначительные, и никто не пострадал, при взаимном согласии сторон можно приступать к оформлению ДТП по европротоколу, но сначала нужно удостовериться, что и по всем остальным пунктам условия оформления происшествия без участия ГИБДД соблюдены (см. выше полный перечень). Затем следует по возможности сохранить все видимые следы аварии и сделать приблизительную оценку ущерба для каждого пострадавшего автомобиля. По возможности записать контактные данные свидетелей дорожного происшествия с их согласия. Выполнить фотосъёмку места совершения ДТП, для чего сфотографировать:

  • общий план в районе аварии, желательно с нескольких ракурсов;
  • тормозной путь, если таковой виден;
  • повреждения на автомобилях, включая обломки, лежащие на дороге и в окрестностях;
  • номерные знаки обоих автомобилей.

Не следует вступать в острую полемику с оппонентом по поводу выяснения всех обстоятельств произошедшего, общение должно строиться на основе взаимной вежливости. В случае агрессивного поведения другого участника ДТП следует немедленно вызвать дорожного инспектора. Для оформления европротокола при ДТП можно использовать бланк любого из участников происшествия, если этот бланк получен в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО.

Следует отметить, что заполнение европротокола не означает, что участники аварии намерены обращаться к страховщикам с целью получения компенсации на восстановление транспортного средства. Если же такие намерения имеются, важно учесть, что данные с видеорегистраторов не принимаются в расчёт при выяснении обстоятельств происшествия. Порядок действий по оформлению европротокола будет рассмотрен ниже.

Действия после ДТП

Где взять бланк европротокола

Если вы практикуете ежегодное оформление страховки, то бланк европротокола вам выдаст страховая компания вместе с полисом ОСАГО. Это документ, напечатанный по технологии с функцией самокопирования: заполняя один экземпляр, вам не потребуется делать то же самое повторно.  Бланк европротокола не является документом с водяными знаками, поэтому допускается использование самостоятельно напечатанного бланка, найти который можно в интернете. Правда, в этом случае обоим участникам ДТП придётся заполнять оба экземпляра. Следует также удостовериться, что скачанный и распечатанный образец не является устаревшим. Водители, уже использовавшие свой экземпляр европротокола (не получившие или утерявшие его), могут обратиться в офис любой страховой компании для получения нового бланка. При скачивании из интернета следует выбирать только официальные или авторитетные ресурсы.

Как оформить европротокол без вызова сотрудников ГИБДД

Правила оформления европротокола при ДТП в 2018 году включают ряд требований, соблюдение которых обоими участниками гарантирует минимизацию вероятности возникновения проблем во время рассмотрения европротоколов страховыми компаниями:

  • заполнять бланк следует только шариковыми ручками – использование гелевой ручки, карандаша или маркера может привести к тому, что под действием внешних факторов такие надписи могут растечься или стереться, сделав невозможным их прочтение или однозначную трактовку;
  • надписи необходимо делать только печатными буквами (в крайнем случае, допускается пропись, но только разборчивым почерком);
  • любые помарки, а также исправления нужно свести к минимуму – в противном случае неизбежны сложности с прочтением написанного, что повлечёт за собой дополнительное расследование обстоятельств аварии со стороны страховых компаний, что крайнее нежелательно, поскольку может исказить картину произошедшего;
  • в европротоколе необходимо заполнять все пустые поля.

Оформление без ГИБДД

Требования к заполнению лицевой стороны

Бланк извещения, полученный в страховой компании, имеет поля для заполнения с обеих сторон документа. Если бланк распечатан на принтере, необходимо убедиться, что в нём имеются и лицевая, и оборотная стороны с расчерченными полями. Заполнению подлежит один бланк, какая из сторон его предоставит, не имеет значения. В этом документе предусмотрены две колонки, в каждой их которых стороны прописывают технические данные о своём транспортном средстве. В то же время на лицевой части имеются поля, общие для всего документа. Приводим пронумерованные пункты, подлежащие заполнению, с кратким описанием, что туда нужно вписывать:

  1. Место совершения ДТП. Здесь нужно указать населённый пункт и ближайшие ориентиры (наименование улицы, номер здания). Если авария произошла вне пределов населённого пункта, нужно указать название автотрассы и число, указанное на ближайшем километровом знаке.
  2. Дата совершения ДТП. Здесь всё предельно просто: указываем текущее число и точное время (до минут) аварии. Эта информация требует согласования участников происшествия.
  3. Количество ТС, получивших повреждения. Здесь возможны два варианта заполнения: 1 или 2 (при большем количестве участников ДТП европротокол не составляется).
  4. Количество человек, получивших ранения, число погибших. Откровенно говоря, лишний пункт, поскольку при наличии пострадавших необходимо вызывать инспектора ГИБДД, поэтому ставим прочерки.
  5. Медицинское освидетельствование. Здесь пишем слово «нет», поскольку ДТП оформляется только самими участниками, без вызова медиков, ГИБДД или аварийной службы.
  6. Ущерб, нанесённый третьим транспортным средствам. Ставим прочерк по той же причине, что и в пункте 4.
  7. Свидетели ДТП. В этом поле указываем информацию об очевидцах аварии (ФИО, адрес проживания, контактные данные).
  8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Опять же ставим прочерк – оформлением занимаются только участники ДТП.

Пункты с 9 по 15 дублируются в левой и правой колонках, обозначенных буквами А и В. Здесь вписывается информация о транспортных средствах каждым из участников отдельно.

  1. Указываются данные об автомобиле (информация переносится из ПТС или свидетельства о регистрации) и его собственнике.
  2. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС.
  3. Здесь указывается ФИО одного из водителей.
  4. Страховщик. Указываем полное наименование страховой компании и данные о полисе ОСАГО.
  5. Место удара. На изображении легкового автомобиля указываем место, на которое пришёлся первый удар при столкновении.
  6. Список повреждённых деталей. Приводим описание всех полученных в результате ДТП повреждений.
  7. Замечания. В этом пункте нужно указать, виновен ли водитель в совершении аварии («да» или «нет»).

Следующие три пункта расположены посередине документа.

  1. Обстоятельства ДТП. Здесь перечисляются обстоятельства ДТП, а водители должны поставить галочки в тех квадратиках, которые относятся к их автомобилю. В самой нижней колонке указываем количество отмеченных обстоятельств.
  2. Схема ДТП. Рисуем схематическую картинку, в которой стрелкой указывается направление движения ТС, а также пространственное расположение автомобилей в момент из столкновения. Указываются также опознавательные знаки, характеризующие район столкновения (название улицы, номер дома, расположенные поблизости дорожные знаки).
  3. Подписи участников ДТП.

14-му пункту нужно уделить самое пристальное внимание, описав все видимые повреждения автомобиля, полученные в результате столкновения. Сведения должны быть подробными, но описанными предельно лаконично. Не пытайтесь внести в перечень дефекты, имевшиеся на автомобиле до аварии – при возникновении сомнений машина будет подвергнута осмотру экспертами. Осмотр проводится и в случае наличия скрытых повреждений. С таким же вниманием следует отнестись к заполнению 16-го пункта европротокола. Описание манёвров вашего автомобиля должно производиться с учётом следующих нюансов:

  1. Стоянка согласно ПДД не считается остановкой. Между тем многие водители, в автомобили которых врезались другие участники дорожного движения во время ожидания на светофоре, часто ставят галочку в пункте «На стоянке». Это ошибка, для этого обстоятельства имеется отдельный пункт («Остановка ТС на красный сигнал светофора»).
  2. Если столкновение произошло во время обгона или смены полосы движения, нужно ставить галочку на пунктах «Обгонял» или, соответственно, «Менял полосу».
  3. Если в пункте «Обстоятельства» определённые детали происшествия оказались не указанными, водитель имеет право описать это в пункте «Замечания».

При наличии каких-либо сомнений в правильности заполнения формуляра можно изучить образец заполнения европротокола (при наличии смартфона и доступа в интернет). Перед тем как поставить подпись, нужно внимательно прочитать все сведения, указанные дугой стороной, поскольку если они, по вашему мнению, не соответствуют действительности, ваша подпись докажет, что вы согласились с этим. Другими словами, все сведения, вносимые в европротокол, необходимо согласовывать, в противном случае вы просто испортите бланк. Учтите, что документ составляется в двух экземплярах, поэтому росписей тоже должно быть две.

Требования к заполнению обратной стороны

На обратной стороне документа указываются любые уточняющие данные о дорожном происшествии. Здесь же можно сделать приписки и дополняющие описание заметки.

  1. Транспортное средство. В данном пункте каждый водитель отмечает ту букву, напротив которой он заполнял европротокол на лицевой стороне.
  2. Обстоятельства ДТП. Здесь своими словами в свободном стиле излагаем описание самого дорожного происшествия и связанных с ним обстоятельств.
  3. Автомобиль находился под управлением. Здесь необходимо указать, кто управлял транспортным средством в момент аварии: собственник машины или посторонний человек.
  4. Здесь нужно поставить прочерк – эти пункты не заполняются.

В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

  1. Может ли автомобиль двигаться самостоятельно. Ставим «да» или «нет», в зависимости от состояния автомобиля.
  2. Примечание. Указываем, имеются ли у участников ДТП дополнительные свидетельства аварии (видео- и фотоматериалы).

В конце ставятся дата заполнения документа и подпись участника ДТП.

Ещё раз отметим, что наличие ошибок, исправлений и помарок может стать причиной для отказа страховой компании в возмещении ущерба. Если ознакомиться с образцом правильного заполнения европротокола при ДТП нет возможности, можно позвонить в страховую компанию. Её сотрудники помогут вам с заполнением формуляра. Если вы не смогли указать всех обстоятельств аварии по причине нехватки места на бланке, дополнительные сведения можно изложить на чистом листе бумаги, который прикладывается к европротоколу. В этом случае на лицевой стороне необходимо сделать пометку «С приложением». Приложение также заверяется обоими участниками ДТП.

Заполнение европротокола после ДТП

Если представители страховой компании посчитают, что в европротоколе отсутствуют какие-либо важные детали дорожного происшествия, они могут предпринять меры по самостоятельному сбору такой информации. В этом случае сроки выплаты суммы возмещения могут быть существенно сдвинуты, а в отдельных случаях ДТП может быть признано не подпадающим под действие полиса. После того как оба участника поставили свои подписи под заполненными бланками и разделили их, в некоторых случаях может потребоваться внесение корректировок в определённые графы. Эти исправления необходимо вносить на обоих экземплярах документа с подписями опять же обоих водителей. Отметим, что возникновение любых разногласий, касающихся заполнения формуляра, является достаточным условием для того, чтобы оформление европротокола оказалось невозможным. А поскольку упрощённый алгоритм оформления ДТП оказывается неприменимым, придётся вызывать инспектора ГИБДД, который сможет зафиксировать обстоятельства аварии с очки зрения обоих участников.

Образец заполнения европротокола при ДТП

Образец заполнения европротокола при ДТП

Порядок действий после оформления европротокола

Что делать после того, как европротокол заполнен и поставлены подписи обоих водителей? Можно смело покидать место совершения ДТП. Если вы намереваетесь получить полагающееся возмещение убытков, на протяжении 5 суток с момента аварии необходимо предоставить в страховую компанию полностью заполненный европротокол, а также заявление установленного образца о возмещении убытка. Страховщик имеет право затребовать ваш автомобиль с целью проведения внешнего осмотра или экспертизы, проводимой независимыми специалистами. Согласно закону, указанные действия страховая компания обязана выполнить в течении максимум пяти суток. Обязательным условием сохранения возможности выплаты страховки является недопустимость выполнения самостоятельного ремонта транспортного средства на протяжении пятнадцати календарных дней.

Европротокол считается основанием для однократной выплаты компенсации. В дальнейшем пострадавшая сторона уже не вправе предъявлять страховой компании другие требования, относящиеся к данному ДТП, даже если они справедливы и не были учтены в поданном документе. В качестве исключения рассматривается случай, когда потерпевшему нанесён вред здоровью, о котором он в момент аварии не знал. При выявлении подобных обстоятельств потерпевший имеет право обратиться за компенсацией в компанию, которая застраховала автомобиль виновника ДТП. Если владельцу пострадавшего в аварии автомобиля потребуется его срочный ремонт, решить проблему можно, приехав в страховую компанию, где после визуального осмотра эксперты могут выдать разрешение на ремонт в письменной форме. Без наличия такого разрешения любые действия, направленные на изменение состояния автомобиля, станут причиной отказа в выплате пострадавшей стороне страховой компенсации.

Выплаты по европротоколу

Когда европротокол не оформляется

В принципе невыполнение любого из пунктов, указанных в начале статьи, является причиной невозможности оформления ДТП по европротоколу. Перечислим эти условия:

  • если ДТП произошло при участии более чем двух транспортных средств;
  • если один из участников аварии не имеет полиса ОСАГО;
  • если в результате столкновения пострадали кроме двух непосредственных участников другие транспортных средства;
  • если, кроме автомобилей, пострадало другое имущество, в том числе находящееся в транспортных средствах;
  • если при аварии причинён вред здоровью любому из участников столкновения (или имеются погибшие);
  • если обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, степень вины участников или характер нанесённых автомобилю повреждений вызывают у водителей разногласия.

Отметим, что размер страховой компенсации потерпевшему для возмещения нанесённого автомобилю вреда не может быть больше 50000 рублей. Если пострадавший считает, что размер компенсационных выплат недостаточен для проведения ремонта с целью восстановления состояния транспортного средства, регистрация ДТП потребует присутствия инспектора ГИБДД.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети