Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Правильное оформление европротокола при совершении ДТП

Никто из водителей не застрахован от попадания в ДТП. Согласно статистике, примерно в половине случаев виновник аварии наравне с пострадавшей стороной не желают присутствия сотрудника ГИБДД на месте аварии. Если масштаб полученных повреждений невелик, с 2015 года у них есть возможность решить дела полюбовно, даже не обращаясь к страховой компании. Речь идёт об оформлении происшествия по европротоколу – документу, предоставляющему возможность получения пострадавшей стороной денежной компенсации от СК без вызова дорожных служб. Одно из преимуществ такого решения – быстрое оформление ДТП. Но при наличии пострадавших в аварии, а также при возникновении разногласий в оценке ущерба самостоятельное оформление уже невозможно. Поскольку до сих пор многие водители никогда не сталкивались с этим новшеством и понятия не имеют, как оформить европротокол, мы решили восполнить этот пробел в их знаниях.

Особенности оформления европротокола

Когда возможно оформление аварии по европротоколу

Самостоятельное решение проблем при дорожно-транспортных происшествиях между их участниками – практика, которая во многих европейских государствах укоренилась достаточно давно. Более того, при прохождении курсов обучения вождению их учат заполнять такие документы, так что для большинства тамошних водителей это стандартная практика. У нас же этим никто не занимается, поэтому даже при наличии соответствующего бланка большинство водителей не знают, как грамотно составить европротокол.

Для начала давайте изучим, в каких случаях при ДТП предоставляется возможность быстрого оформления без участия правоохранительных и других структур:

  • при отсутствии пострадавших (имеются в виду и водители, и другие участники ДД). Под термином «пострадавшие» следует понимать получение травм любой степени тяжести любым из частников аварии;
  • если участниками ДТП является не более двух столкнувшихся автотранспортных средств;
  • если в результате такого столкновения пострадали только машины, но не имущество участников ДД;
  • если у обоих участников имеются действующие полисы ОСАГО (или аналог, «Зелёную карту», или если один из участников – иностранец);
  • если оба водители пришли к согласию в оценке ущерба, определения виновной стороны и в других аспектах аварии.

При соблюдении всех перечисленных требований можно приступать к оформлению европротокола, предварительно установив на требуемом расстоянии от места аварии знаки аварийной остановки.

Что предпринять сразу после ДТП

Как действовать в случае аварии, указано в ПДД, и каждый водитель в принципе должен знать этот алгоритм: немедленно остановиться, вызвать аварийную службу, сотрудников ГИБДД и медиков (если имеются пострадавшие). Но в настоящее время из этого правила имеется исключение: при отсутствии пострадавших, незначительном характере повреждений и взаимном согласии участников происшествия можно не вызывать ни инспекторов, ни аварийную службу, а оформить ДТП самостоятельно по европротоколу. Порядок действий следующий: необходимо сохранить все видимые последствия аварии и выполнить оценку ущерба по каждой автомашине. Если имеются свидетели и они не против – записать их контактные данные. Затем следует по возможности сфотографировать место происшествия:

  • заснять общий план, чтобы в кадр вошли обе машины, лучше с нескольких ракурсов;
  • сфотографировать тормозной путь при его наличии и видимости;
  • зафиксировать полученные автомобилями повреждения, включая разбросанные вокруг столкновения обломки;
  • номерные знаки машин.

Если один из участников происшествия ведёт себя агрессивно – договориться вряд ли удастся, и лучше сразу вызвать силовиков. Если согласие достигнуто – для оформления дорожно-транспортного происшествия с использованием бланка европротокола можно использовать всего один его экземпляр, если он получен в СК при оформлении полиса ОСАГО (или в отделении ГИБДД).

Такой способ оформления дорожного происшествия не обязательно предполагает обращение в страховую компанию для возмещения убытков, особенно если повреждения незначительные. Но в большинстве случаев такой вариант задействуется, и здесь важно понимать, что записи видеорегистратора не могут быть использованы в качестве доказательства вины одного из участников.

Извещение об аварии

Порядок действий сторон по оформлению аварии по европротоколу мы рассмотрим чуть позже.

Где брать бланк

Обычно при каждом оформлении полиса ОСАГО водителям выдаётся и эта бумага. Официальный бланк европротокола имеет два листа с функцией самокопирования: заполнение одной стороны предполагает дублирование информации на втором экземпляре. Бланк не имеет водяных знаков и не относится к документам строгой отчётности. Это означает, что если он у вас отсутствует и вы не знаете, где взять новый европротокол, его можно напечатать, найдя в интернете, но в этом случае заполнять руками придётся оба экземпляра. Более предпочтительный вариант – обратиться в офис любой СК, где вам без лишних вопросов выдадут новый бланк.

Алгоритм оформления европротокола

При заполнении бланка нужно учитывать действующие правила оформления европротокола, оставшиеся в 2019 году без изменений. Они выглядят следующим образом:

  • использовать нужно только шариковую ручку (карандаш, фломастер или гелевая ручка для этих целей непригодны, поскольку оставляют нестабильный отпечаток, расплывающийся при попадании жидкостей)
  • заполнять поля необходимо печатными символами алфавита (пропись разрешена только при каллиграфическом почерке);
  • следует не допускать наличия помарок/исправлений, которые могут вызвать неоднозначную трактовку текста;
  • пустые поля оставлять таковыми нельзя – их нужно обозначить прочерком.

Как видим, правила, как правильно заполнять европротокол при ДТП, достаточно простые, их можно охарактеризовать как стандартные, поскольку они же предписываются и при оформлении других документов.

Лицевая сторона европротокола

Начинаем оформление европротокола с лицевой стороны, имеющей две колонки, где необходимо указать технические характеристики обоих автомобилей и другие данные. В верхней и нижней части имеются блоки, где указываются общие данные для всего документа.

Опишем первый общий блок, пронумерованный цифрами 1-8:

  1. Указываем место, где произошла авария (наименование населённого пункта, если ДТП случилось вне города – наименование автотрассы с указанием цифр на километровом знаке, расположенном ближе всего).
  2. Текущая дата и время совершения ДТП.
  3. Количество машин-участников аварии (1 или 2, при большем числе европротокол составлен быть не может).
  4. Количество пострадавших, включая погибших (странный пункт – при их наличии ни о каком самостоятельном оформлении речь не идёт, так что ставим прочерки).
  5. Ставим галочку в графе «нет».
  6. Аналогичные предыдущему пункту действия.
  7. С согласия очевидцев приводим их данные в указанном формате.
  8. Снова лишний пункт, ставим прочерк.

Следующий блок – указание характеристик обоих машин, слева и справа. Нумерация единая:

  1. Информация, дублирующая данные из ПТС.
  2. ФИО и адрес автовладельца.
  3. ФИО и идентификационные данные водителя (адрес, паспортные данные, телефон, информация из ВУ).
  4. Данные о СК и полисе ОСАГО.
  5. Указываем на пиктограмме автомобиля место удара при столкновении.
  6. Перечисляем все повреждённые узлы/детали.
  7. Указываем «да» или «нет» (значения в противоположных колонках совпадать не должны).

Первые действия при аварии

Список повреждённых деталей. Приводим описание всех полученных в результате ДТП повреждений.

Замечания. В этом пункте нужно указать, виновен ли водитель в совершении аварии («да» или «нет»).

Наконец, заполняем пункты, расположенные посередине в нижней части бланка:

  1. Проставляем галочки напротив пунктов, которые, по мнению обоих участников аварии, правильно описывают обстоятельства ДТП, указав в самом нижнем квадратике количество отмеченных пунктов.
  2. Рисуем схему столкновения с указанием направления движений машин, полос движения и других опознавательных знаков.
  3. Ставим свои подписи.

Ниже мы приведём образец, как заполняется лицевая сторона европротокола.

Одним из самых важных пунктов является 14-й, но место здесь ограничено, поэтому все полученные повреждения следует пописывать ёмко, но кратко. Внесение ранее присутствующих дефектов наказуемо, это надо помнить – если возникнут малейшие сомнения, автомобиль будет тщательным образом осмотрен экспертами.

Правила заполнения европротокола

Если 16-й пункт не содержит обстоятельств, относящихся к конкретному случаю, их можно описать в пункте «Замечания». Перед подписанием документа внимательно просмотрите пункты, заполненные другим участником ДТП – там могут оказаться сведения, не согласованные с вами.

Обратная сторона европротокола

А теперь рассмотрим, как правильно заполнить без последствий обратную сторону европротокола. Здесь допускается указывать любые сведения, которые не поместились на лицевой стороне, делать различные заметки и приписки, детализирующего и уточняющего характера:

  1. Отмечаем галочкой букву, которая соответствовала вашему авто на лицевой стороне.
  2. В свободном изложении описываем дорожное происшествие и сопутствующие ему обстоятельства.
  3. Ставим галочку где нужно.
  4. Большой и жирный прочерк.
  5. Аналогично.
  6. Проставляем нужный ответ.
  7. Отмечаем наличие дополнительных свидетельств ДТП (фотографий, видеозаписей).

Указываем дату заполнения бланка, ставим подпись.

Может так случиться, что для указания полных обстоятельств происшествия на бланке не хватило места. В этом случае допустимо использовать лист бумаги формата А4, который после заполнения приложить к европротоколу, а на лицевой стороне в графе «замечания» указать «С приложением».

После проставления подписей на заполненном бланке может потребоваться внесение согласованных корректировок. Такие записи должны дублироваться на обоих экземплярах.

Образец заполненного европротокола

Как поступать после окончания оформления европротокола

Здесь ничего придумывать не нужно: если при оформлении документа никаких разногласий не возникло, сразу после проставления подписей можно смело покидать место аварии.

В случае, когда вы планируете получить компенсацию от СК, вам даётся 5 дней для предоставления страховщику правильно и без помарок заполненного европротокола. Разумеется, потребуется и заявление о возмещении убытков для проведения ремонтных работ. Приготовьтесь к тому, что представитель компании захочет осмотреть вашу машину или назначить экспертизу для оценки повреждений. Эти действия должны быть совершены в пятидневный срок с момента подачи заявления. Помните, что любые попытки ремонта, совершённые на протяжении пятнадцатидневного срока после аварии, недопустимы – в противном случае вам будет гарантированно отказано в выплате компенсации.

Страховые выплаты по европротоколу производятся однократно. Второй такой случай рассматриваться не будет.

Ели автовладельцу после ДТ потребуется срочный ремонт, он может явиться в СК, где после осмотра экспертом ему могут выдать в письменной форме разрешение на проведение ремонтных работ до вынесения вердикта.

Когда европротокол не оформляется

Все случаи, когда применение упрощённой процедуры оформления ДТП с использованием европротокола не может быть использовано, мы уже перечислили. Добавить к этому перечню нечего. Остаётся только отметить, что максимальный размер компенсационных выплат страховой компанией потерпевшей стороне не превышает 50 тысяч рублей. В тех случаях, когда размер ущерба одним из участников аварии оценивается в большую сумму, для получения страховых выплат, покрывающих расходы на проведение ремонтно-восстановительных работ, необходимо отказаться от европротокола и вызвать инспектора ГИБДД для оформления дорожного происшествия по стандартной схеме.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети