Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Методы хромирования и обработка деталей хромом в домашних условиях

Хромированные детали обладают великолепными декоративными характеристиками, придают машине более дорогой и эстетический внешний вид. Также это покрытие имеет ряд дополнительных преимуществ.

Хромирование деталей транспортного средства

Наличие подобных элементов в салоне автомобиля и на деталях кузова позволяет несколько иначе воспринимать транспортное средство. Блеск поверхностей обеспечивает потрясающий эффект. Есть несколько основных причин, из-за которых автомобилисты начинают интересоваться самостоятельным хромированием деталей на автомобиле.

Хромирование достаточно обширное понятие, поскольку такая процедура выполняется несколькими различными методами. Лишь некоторые из них можно применять в домашних условиях. Другие же подразумевают необходимость использования специальных станков и промышленного, профессионального оборудования.

Для чего наносится хром

В основном для того, чтобы улучшить декоративные свойства металлических и пластиковых деталей. Эта технология покрытия хромом нашла широкое применение в автопромышленности, а также во многих других сферах.

Это особый способ обработки деталей, который обладает не только преимуществами, но и некоторыми недостатками.

Хромированием называют процесс металлизации с помощью хром, что способствует улучшению поверхностных характеристик и свойств обрабатываемых элементов. При такой процедуре происходит насыщение поверхности специальным составом.

Практика автолюбителей и опыт профессионалов показывает, что хромирование допустимо использовать при работе с силумином, латунью, алюминием, ABS пластиком и другими материалами.

Такое покрытие способствует получению завершённого внешнего вида. Слой хрома создаёт эффект металлика, что можно широко применять на колёсных дисках, отражателях оптики, сувенирной продукции, элементах интерьера автомобиля и дома. На этом перечень возможных сфер использования хромирования не ограничивается.

Среди основных достоинств и возможностей этого метода обработки можно выделить несколько.

Внешний вид

В большинстве случаев обработка, или даже простая оклейка хромом элементов авто делается сугубо из соображений придания им эстетически привлекательного внешнего вида. Для оклеивания используют наиболее доступные методы, которые широко применяются в домашних условиях, не требуют проведения сложных и потенциально опасных процедур.

Выполняя хромирование металлических или пластиковых деталей своего автомобиля, необходимо понимать, какого именно эффекта вы хотите достигнуть, и что для этих целей будет лучше использовать. При обработке пластмасс, как неотъемлемой части авто, часто применяются именно плёнки, либо специальные виды краски. Для металлических элементов лучше задействовать иные способы. Но тут уже каждый решает сам.

Антикоррозийная защита

Хром обладает отличными антикоррозийными свойствами. Также слой этого состава позволяет увеличить стойкость металлической и пластиковой поверхности к температурным перепадам, защитить от эрозийных процессов, снизить подверженность механическим повреждениям.

После обработки детали приобретает сверхтвёрдую структуру, а потому на любые химические и прочие повреждения реагируют в меньшей степени, окислительные процессы практически не происходят длительное время.

Восстанавливающие свойства

При хромировании элементов автомобилей удаётся повысить общий срок их службы за счёт восстановительных свойств хрома. Это покрытие даёт повышенную стойкость к износу.

Если глубина износа небольшая, тогда хромирование позволит полностью восстановить поверхность. К примеру, закрыть трещины глубиной до 1 миллиметра не составит труда.

Хромирование и восстановление металла

Отражение и чистота

Хромирование определённых компонентов осуществляется для того, чтобы повысить отражательные свойства поверхностей. Тем самым они становятся более различимыми при плохом освещении. Это играет не последнюю роль в безопасности, плюс опять же влияет на декоративную составляющую.

Плюс хром защищает детали от пыли и грязи, поскольку к такому материалу загрязнения плохо пристают.

Если сравнивать с никелированием, то у хромирования число недостатков значительно меньше. Обработка таким способом обходится дешевле в сравнении с покрытием никелем, плюс обрабатываемая поверхность оказывается прочнее и твёрже.

Превосходство никеля только в декоративных свойствах, но тут уже вопрос вкуса и того, какого эффекта ждёт автомобилист.

Методы обработки хромом

Существует несколько различных способов, с помощью которых на ту или иную поверхность можно нанести слой хрома. Далеко не все методы могут быть использованы в домашних условиях. Плюс есть варианты, когда создаётся лишь эффект хрома. Но его также относят к декоративному хромированию, а потому упомянуть такой метод следует обязательно.

В зависимости от применяемого оборудования и технологии нанесения, хромирование может быть:

  • плёночным;
  • гальваническим;
  • электрохимическим;
  • химическим;
  • каталитическим;
  • лакокрасочным;
  • вакуумным;
  • термохимическим;
  • диффузионным;
  • электролитическим.

Одних больше интересуют плёночные покрытия, другие хотят знать, что такое гальваника, а третьи и вовсе считают, что оптимальным вариантом для самостоятельного нанесения и вовсе будет применение технологии HS.

Потому о нюансах каждого метода следует рассказать отдельно.

Плёнки

Плёнку можно считать самым простым способом обеспечить эффект хромирования. С её помощью покрывают различные поверхности, включая металлические и пластиковые. Но к категории полноценного хромирования плёночный метод отнести никак нельзя.

Плёнка с добавлением хрома или просто с соответствующим эффектом не обладает такой же надёжностью и внешними характеристиками, как полноценный слой хрома. Но зато этот способ очень дешёвый, простой в применении, позволяет использовать различные оттенки.

Также плёнка легко снимается и меняется по мере необходимости. Покрывая плёнкой автомобиль, она дополнительно защищает оригинальный лакокрасочный слой от повреждений и разрушений. Потому этот способ объективно заслуживает внимания.

Электрохимическая обработка

Качественно выполненное электрохимическое хромирование даёт потрясающий эффект. Но этот метод можно считать наиболее дорогостоящим. Его невозможно использовать без наличия определённых навыков и специального оборудования.

Чтобы создать соответствующий визуальный эффект, на кузов сначала накладывают подслой металла. Чаще всего это никель. Затем уже электрохимическим осаждением наносится слой хрома.

Если требуется добиться лучшей износостойкости поверхности, тогда применяют метод твёрдого электрохимического хромирования. В этом случае осаждение осуществляется без предварительного нанесения никеля или иного подслоя.

Электрохимический метод обработки

Гальванический способ

В сравнении с плёнками и обычными красками с эффектом хрома, гальваника стоит значительно дороже. Зато создаваемый отражающий эффект превосходит все ожидания.

При этом гальваническую обработку называют самым популярным методом, который на практике можно применить своими руками.

Суть метода заключается в том, чтобы поместить деталь в специальный подготовленный раствор. Далее, под воздействием волн от электротока, атомы постепенно оседают на поверхности.

Если подготовить соответствующий набор и провести некоторые предварительные мероприятия, можно успешно применить гальванический метод в домашних условиях, и добиться при этом потрясающего эффекта.

Технология HS

Сравнительно новая технология, когда предусматривает применение специальных акриловых красок и лаков.

В них используются особые бликовые пигменты. Именно с их помощью достигается желанный визуальный эффект. В качестве первого слоя наносится лак HS, в котором присутствуют нужные пигменты. Далее идёт слой хромовой краски, которая характеризуется оригинальным отражающим эффектов. Завершает покрытие ещё один слой лака.

В итоге детали, а иногда и целый кузов, выглядят потрясающе. При наличии определённых навыков и сравнительно простого набора оборудования, метод HS также можно использовать в гаражных условиях.

Каталитический метод хромирования

Суть технологии заключается в том, чтобы нанести несколько последовательных слоёв специальных жидкостей. В их составе отсутствуют кислоты, что делает смеси совершенно безопасными для пользователя.

Каталитическая обработка позволяет создать блеск с различным оттенком, а не только серебристым. Также обеспечивается превосходный зеркальный эффект. Этот метод может применяться на металле, пластике и даже гипсе. Тут главным условием успешной обработки выступает предварительное придание поверхности высокой степени гладкости.

Хромирование каталитическим методом

Электролитический подход

Его относят к разновидностям гальванического метода. Здесь в ход идёт трёх- и шестивалентный хром, который под воздействием электролиза обеспечивает металлический вид обрабатываемой детали.

Если используется трёхвалентный хром, тогда основным рабочим составом будет выступать хромовый ангидрид. В шестивалентном хроме, в отличие от предыдущего варианта, в составе присутствует сульфат хрома.

Чтобы грамотно выполнить электролитическое хромирование, крайне важно строго придерживаться определённых пропорций при смешивании компонентов. Если этого не сделать, нанесённый слой начнёт вскоре отслаиваться, либо на нём образуются пятна, появится эффект неоднородности, глянцевый эффект не порадует автомобилиста.

Диффузионное напыление

Такой метод предусматривает использование специальной гальванической кисти. С её помощью осуществляется напыление хромового состава.

Если хромирование проводится в домашних условиях, такой метод будет достаточно интересным и эффективном. Плюс он заметно проще гальваники, поскольку потребности в подготовке специальной ванны нет. Но эффект может оказаться не столь ярким и блестящим.

Диффузионное напыление рекомендуется использовать, если хромированию подлежат элементы, выполненные из сплава кремния, углеродистой стали или алюминия.

Химический метод

Используя химические реактивы, можно восстановить хром из солей. В случае применения химических реагентов потребности в использовании электротока нет.

Чаще всего в качестве основных реагентов применяют фосфорные соединения, лимоннокислый натрий, уксусную ледяную кислоту и пр.

Химическое хромирование деталей автомобиля

Прежде чем нанести реагенты, деталь следует покрыть слоем из меди. По завершению работ заготовка обязательно промывается в чистой воде, высушивается и полируется. Без полировки деталь будет иметь серый тусклый внешний вид.

Вакуумная методика

Является разновидностью химической металлизации, как и каталитический метод. В рассматриваемом случае технология получила название PVD процесс.

Суть метода заключается в следующем. Деталь помещается внутрь специальной вакуумной камеры, создающей конденсацию из паров хрома, которые оседают на поверхности.

В таком оборудовании создаётся отрицательное давление, хром активно разогревается до температуры испарения, и в виде тумана оседает на заготовках.

При такой металлизации слой нанесённого хрома будет незначительным. Чтобы защитить элемент от повреждений и быстрого износа, его дополнительно покрывают специальными красками или лаком.

Термохимический метод

Способ основан на использовании порошковых смесей, которые состоят из феррохрома и шамота.

Фактически этот способ аналогичен рассмотренному ранее химическому хромированию. Но отличительной особенностью является то, что при термохимической обработке деталь дополнительно подвергается процессу нагревания.

Самостоятельное хромирование

Если вы решили самостоятельно покрыть детали хромом, но вариант с красками или плёнками вам не подходит, тогда оптимальным выбором для самостоятельной обработки будет именно гальванический метод.

К этой процедуре следует правильно подготовиться, собрать необходимые материалы и расходники, обеспечить собственную безопасность при работе.

К первостепенным задачам стоит отнести выполнение таких условий:

  • Эффективная и постоянно работающая вентиляция. Если работы будут проводиться в гаражных условиях, всегда держите дверь открытой. Для иных помещений лучше создать принудительную систему вентилирования.
  • Средства собственной защиты. Здесь обязательно используйте защита для глаз в виде специальных очков, респиратор, перчатки на основе латекса или резины, фартук и спецодежду.
  • Ёмкости для утилизации отходов. Обычно применяются очень плотные пакеты. Важно утилизировать все полученные отходы в результате самостоятельного хромирования.
  • Помещение без органики. В зависимости от того, где именно проводятся работы, рекомендуется убрать оттуда все органические элементы. Если они вступят в контакт с парами хрома, моментально испортятся.
  • Вазелин и ланолин. Смешайте эти компоненты в пропорциях 2 к 1, и перед самым началом работ обязательно смажьте внутренние полости носа.

Без соблюдения этих рекомендаций вы сильно рискуете собственным здоровьем. Личная безопасность превыше всего.

Инструменты и оборудование

Чтобы провести самостоятельную гальванизацию, потребуется заранее подготовить некоторые инструменты, материалы и оборудование.

  1. Ванна. Специальная гальваническая ванна, применяемая профессиональными компаниями, в домашних условиях не нужна. Её можно заменить на любую ёмкость, выполненную из стекла, полиэтилена, пропилена. Некоторые даже применяют обычные эмалированные тазы. Если обрабатываемый элемент небольшой, сгодится обычная стеклянная банка. Выбранную ёмкость помещают в ящик из дерева с внутренним утеплением на основе минеральной ваты или стеклоткани. Для ёмкости важна плотная крышка, которая будет хорошо закрывать тару.
  2. Устройство нагрева. Бывалые автомобилисты, кто имеет опыт в гальванике, рекомендуют использовать керамические ТЭНы. Трубчатые электронагреватели показывают себя с лучшей стороны в таких вопросах. Они не будут разрушаться под воздействием химических компонентов.
  3. Электроды. Анодом может выступать пластина из свинца. Её помещают внутрь ёмкости. А катодом станет зажим, которым будет удерживаться элемент, подвергаемый хромированию. При металлизации деталь не должна контактировать с краями ёмкости.
  4. Градусник. Нужен такой прибор для измерения температуры, который способен показать 100 градусов Цельсия.
  5. Источник питания. Он должен иметь заземление и выдавать постоянный ток. Желательно иметь регулятор в диапазоне от 1,5 до 12 В с максимальным значением тока 20 А. Для регулировки мощности нужен реостат.

Инструменты и оборудование

При профессиональном хромировании используют специальные ванны, электрические установки, мойки и системы сушки. Но их домашние аналоги ничем не уступают, поскольку здесь будут протекать аналогичные химические процессы. Это позволяет приблизить домашнее хромирование к промышленному.

Электролит

На следующем этапе готовится непосредственно сам электролит, чтобы хром правильно осел.

Вскипятите обычную воду и охладите её. Но лучше просто приобрести нужное количество качественной дистиллированной жидкости.

Электролит готовится из расчёта на 1 литр воды 250 грамм хромового ангидрида, а также от 2 до 2,5 грамм серной кислоты. Серную кислоту следует выбирать с удельной плотностью около 1,84 г/см3.

При хромировании рекомендуется придерживаться следующей последовательности для приготовления электролита:

  • выбранная ёмкость наполняется водой на 50%;
  • температура воды при этом должна быть 60 градусов Цельсия;
  • постепенно засыпается ангидрид;
  • состав перемешивается до полного растворения;
  • доливается оставшаяся вода, чтобы полностью заполнить ёмкость;
  • добавляется кислота;
  • для выравнивания плотности электролит подвергают воздействию номинального тока в течение 3,5 часов.

Результат подготовки электролита можно считать успешным, если по завершению жидкость приобрела тёмно-коричневый оттенок.

Затем нужно дождаться, чтобы состав отстоялся в течение суток. Для этого выбирается прохладное помещение. После этого электролит готов к применению.

Подготовка деталей автомобиля

В зависимости от того, насколько тщательно автомобилист подойдёт к вопросу подготовки самих деталей, во многом зависит визуальный эффект и срок службы хромированной поверхности.

Автомобиль с хромированными элементами

Детали тщательно очищаются от всех загрязнений и промываются в мыльной воде. Если имеются какие-то дефекты и сколы, поверхность лучше выровнять мелкозернистой наждачкой или шлифовальной машинкой. Следите за тем, чтобы на деталях не оставались следы от старой краски или ржавчины.

Завершив очистку, не забудьте обезжирить элемент. Для этих целей прекрасно подойдёт смесь из кальцинированной воды, гидроокиси натрия и силикатного клея. Пропорции такие:

  • 1 литр воды;
  • 50 граммов кальцинированной соды;
  • 150 граммов гидроокиси;
  • 5 граммов силикатного клея.

Если требуется увеличить количество раствора, пропорционально повышается соотношение компонентов.

Полученную смесь нагревают до температуры 90 градусов, помещают туда деталь для хромирования и оставляют примерно на 20 минут. При сильных загрязнениях время выдержки увеличивают до 1 часа.

Процесс хромирования

Завершив все подготовительные мероприятия, можно приступать к самой металлизации с помощью хрома.

Здесь следует придерживаться такой последовательности:

  • готовый электролит нагревается до 52 градусов Цельсия;
  • заданная температура постоянно поддерживается;
  • в ёмкость с уже установленными анодом и катодом помещается деталь;
  • достигается нужная температура;
  • когда температура станет 52 градуса, подаётся напряжение;
  • в зависимости от изгибов и форм, в ванной элементы следует держать по 20-60 минут;
  • изделие извлекается;
  • промывается с помощью именно дистиллированной воды;
  • просушивается в течение 3 часов минимум.

Полное хромирование авто выполнить в гаражных условиях вряд ли получится подобным методом. Хотя задействовать те же плёнки или краски можно.

При просушивании крайне важно исключить любое возможное загрязнение. Старайтесь не прикасаться к деталям руками.

Если вы покрываете хромом пластик, учтите, что при металлизации будут выделяться крайне токсичные испарения. Нельзя проводить такую процедуру в жилых помещениях.

В процессе работы с пластиком используйте гальванические кисти. Оптимальный размер щетины составляет 25 мм. в диаметре. Её следует обмотать с помощью свинцового провода. Кисть фиксируют с торцевой части ёмкости с залитым электролитом. На втором конце крепится диод, а в электроцепи используется понижающий трансформатор.

Плюс от этого трансформатора следует направить к аноду, а щетиновую обмотку соединить с катодом. Раствор равномерно наносится на деталь. Каждый участок следует обработать около 20 раз. Затем 3 часа обязательной сушки пластиковой металлизированной детали.

Нюансы восстановления хромированных поверхностей

Иногда у автомобилистов возникает необходимость в восстановлении хрома на их авто.

Выбирая способы обработки, следует учитывать, хотите ли вы просто вернуть утраченный блеск, либо требуется полностью восстановить старый хром. Также процедура может отличаться в зависимости от того, проводится ли реставрация на пластике или на металле автомобиля. Можно выделить несколько вариантов, как действовать в той или иной ситуации. Упор сделан на то, что восстанавливаем мы хром самостоятельно.

  • Для продления срока службы требуется периодически использовать специальные защитные составы, спреи и смазки, а также промывать тёплой мыльной водой.
  • Хромированные детали не рекомендуется оставлять на длительное время под воздействием влаги. Всю лишнюю влагу по возможности стоит удалять.
  • В некоторых случаях поверх хрома наносится слой лака. Это увеличивает защитные свойства, но негативно сказывается на эстетической стороне вопроса.
  • Если возникли сколы и трещины, потребуется проводить процедуру полного повторного покрытия.
  • Если речь идёт о сильном повреждении, потребуется снять элемент, очистить от всех загрязнений и ржавчины, отполировать, загрунтовать или зашпаклевать, если нужно, а затем применить подходящий вам способ хромирования.

Не желая рисковать, либо не имея в распоряжении необходимых составляющих для реставрации, лучше обратиться за помощью к профильным специалистам.

Что делать с браком

Случается так, что при самостоятельной металлизации получается различный брак. Может снизиться прочность, визуальный эффект оказаться недостаточно насыщенным и пр.

Есть несколько основных видов брака при хромировании:

  • Наводороживание. Это ситуация, когда содержание водорода превышает допустимые значения. Снижается прочность, падают показатели пластичности. Обычно этот вид брака обусловлен превышением рекомендуемой температуры при гальванизации.
  • Неравномерный блеск. Возможен, если сила тока превысит рекомендуемые значения. Если блеска нет вообще, это обусловлено отсутствием или избытком ангидрида, превышенным значением количества серной кислоты.
  • Мягкое покрытие. Такой брак связан с недостаточно высокой силой тока или же с тем, что температура воды упала ниже нужной отметки.
  • Хром быстро отслаивается. Причина кроется в плохом проведении процедуры обезжиривания перед обработкой. Либо в том, что температура раствора сильно упала.
  • Образование кратеров и впадин на поверхности. Связано с задержкой пузырьков водорода, которые остаются на пористых и окисленных основаниях.

Только если мастер будет строго придерживаться технологии металлизации, ему удастся получить качественный результат.

Заниматься самостоятельным хромированием или нет, выбор лично каждого. Процедура не самая сложная. В особенности, если говорить об использовании плёнок. К гальванизации следует подходить более ответственно, иначе можно столкнуться с серьёзными негативными последствиями. Включая ущерб собственному здоровью.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети