Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Что нужно знать об утилизационном сборе на автомобиль

Забота об экологической безопасности населения – один из главных аргументов в пользу взимания утилизационного сбора, введённого Правительством РФ в обиход с 2012 года. Вторым положительным моментом считается поддержка отечественных автопроизводителей. Для автовладельцев же это – ещё один обязательный дополнительный платёж, о порядке начисления которого до сих пор знает лишь ограниченное число водителей.

Утилизационный сбор на авто

Суть утилизационного сбора на автомобили

Покупка автомобиля – это траты, которые отнюдь не тождественны его номинальной стоимости. В числе дополнительных расходов, связанных с приобретением определённых категорий транспортных средства, содержится так называемый и утилизационный сбор. У рядовых автомобилистов в отношении этого нововведения имеется множество вопросов: это и его размер, и способ расчёта, и наличие льгот, и перспективы увеличения/отмены. Попробуем разобраться со всем этим с максимальной тщательностью.

Утилизационный сбор (налог) на автомобиль – это разовый вид платежа, взимаемый при покупке транспортного средства в пользу государства. Оплачивать его обязан импортёр ТС или автопроизводитель. Для рядового покупателя уплата УС является обязательной только в том случае, когда этот взнос не был оплачен на момент заключения сделки купли-продажи.

Полностью все вопросы, связанные с порядком применения утильсбора, регламентированы ФЗ №089 (ст. 24.01, гл. 5). В документе перечисляется, кто обязан оплачивать УС, каковы задачи его внедрения, к каким категориям автотранспорта он применим и т. д.

Позднее в ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми утилизационный сбор распространяется на самоходные машины и прицепы.

Но как рядовому покупателю знать, нужно ли ему уплачивать этот вид налога? Это делается довольно просто: отметка в ПТС машины об уплате утилизационного сбора означает, что все последующие манипуляции с транспортным средством не требует взимания этого сбора.

Кому нужно платить УС

Согласно букве закона, регистрация автомобиля в ГИБДД невозможна без наличия в ПТС отметки об уплате утильсбора. Таким образом, утилизационный сбор на автомобили в России обязан быть уплачен физическим или юрлицом в следующих случаях:

  • при ввозе нового ТС из-за рубежа;
  • отечественным производителем автотранспортного средства перед его отправкой дилерам;
  • при приобретении автомобиля, в ПТС которого отсутствует отметка об уплате утильсбора.

Таким образом, любой новый автомобиль должен иметь в ПТС отметку об утилизационном сборе, что практически избавляет рядовых автомобилистов от лишних расходов – они ложатся на плечи производителей и импортёров. Другое дело – приобретение авто с пробегом. Здесь уже возможны оба варианта.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Закон не требует взимания УС в следующих ситуациях:

  • когда возраст регистрируемого транспортного средства превышает 30 лет, при этом автомашина не используется в коммерческих целях, и его конструкция должна содержать только оригинальные узлы и агрегаты (шасси, кузов, силовая установка);
  • если авто принадлежит переселенцам, являющихся участниками госпрограммы добровольного возвращения в Россию из-за границы для постоянного проживания;
  • если автомобиль является средством передвижения для работников дипломатической миссии, диппредставителя или членов его семьи;
  • для переселенцев/беженцев;
  • если автомобиль произведён в Калининграде или области;
  • если в ПТС уже присутствует штамп/отметка об утильсборе, то есть единоразовый платёж был уже произведён.

Транспортные средства на свалке

Существует также список категорий автотранспортных средств, для которых оплата утилизационного сбора на автомобили в 2019 году является обязательной:

  • легковые автомобили, включая машины повышенной проходимости;
  • автомобили на электрической тяге;
  • грузовики;
  • автобусы.

Полуприцепы в этот перечень не входят.

Полный список ставок на утильсбор в 2019 году

В 2018 году размер базовых ставок был повышен, но в 2019 году показатели для расчётов сбора остались неизменными. Отметим, что факторами, непосредственно влияющими на размер ставок, являются:

  • возраст ТС, подлежащего регистрации (до и свыше 3 лет);
  • его категория с учётом определённых технических характеристик.
 

Категории/виды ТС

Сумма утильсбора, тыс. рублей
До 3 лет с момента производства После 3 лет с момента производства
Утильсбор на легковые автомобили (включая электромобили):
на электромобили (исключая авто с гибридными СА) 28,4 106
Прочие легковые авто, в зависимости от объёма мотора
до 1000 см3 28,4 106
1000-2000 см3 44,2 165,2
2000-3000 см3 84,4 322,4
3000-3500 см3 114,6 570
свыше 3500 см3 181,6 700,2
ввозимые физлицами из-за рубежа для личного пользования 3,4 5,2
Утильсбор на грузовики (категория В, С)
массой до 2500 кг 124,5 132
массой 2500-3500 кг 198 309
массой 3500-5000 кг 247,5 396
массой 5000-8000 кг 276 684
массой 8000-12000 кг 331,5 1036,5
массой 12000-20000 кг 364,5 1509
массой 20000-50000 кг 718,5 1770
Утильсбор на спецтранспорт (на шасси грузовиков категории С)
спецтранспорт кроме автобетоносмесителей 247,5 1500
автобетоносмесители 742,5 1950
Утильсбор на автобусы
на электротяге 148,5 150
В зависимости от объёма мотора
до 2500 см3 148,5 150
2500-5000 см3 297 450
5000-10000 см3 396 660
свыше 10000 см3 495 780
Утильсбор на карьерные самосвалы, в зависимости от полной массы
50-80 т. 3360 7668
80-350 т. 6195 7920
свыше 350 т. 9165 9900
УС на автогрейдеры, в зависимости от полной массы
до 10 т. 480 1275
10-14 т. 630 1650
14-17 т. 900 2430
свыше 17 т. 1200 3555
УС на бульдозеры в зависимости от массы
до 10 т. 600 1800
10-24 т. 1050 5250
24-35 т. 1260 8250
35-50 т. 1500 10500
свыше 50 т. 2250 15000
УС на экскаваторы
лёгкие (до 17 т., мотор до 170 л. с.) 600 2550
средние (17-32 т., 170-250 л. с.) 900 3750
тяжёлые (св. 32 т., св. 250 л. с.) 1200 6075
Утильсбор на погрузчики, в зависимости от массы
до 4 т. 150 900
4-8 т. 300 1500
8-13,5 т. 600 2550
13,5-16,5 т. 675 3000
16,5-22 т. 750 4500
22-34 т. 1050 5250
св. 34 т. 2175 10500
УС на автокраны
лёгкие (до 17 т., мотор до 170 л. с.) 1725 6645
средние (17-32 т., 170-250 л. с.) 3405 14325
тяжёлые (св. 32 т., св. 250 л. с.) 4545 35715
УС на прицепы массой св. 10 т 150 1050
Утильсбор на квадроциклы, снегоходы, мотовехдеходы, в зав. от объёма мотора
до 299 см3 60 105
300-1500 см3 105 195
УС на колёсные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 30 60 270
30-60 75 330
60-90 105 450
90-130 225 1050
130-180 375 1500
180-220 450 2250
220-280 570 3000
280-340 750 3300
340-380 1005 3750
св. 380 1350 6000
УС на гусеничные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 100 225 1050
100-200 375 1500
св. 200 1350 4200

Принципы расчёта утилизационного сбора

Формула, по которой можно рассчитать утилизационный сбор на автомобили, довольно проста:

УС=БС*К, где УС – сумма утильсбора, БС – базовая ставка, определяется для каждой из описанных выше категорий транспортных средств, К – расчётный коэффициент, установленный для каждого типа упомянутых в таблице ТС.

Мы привели готовую, уже рассчитанную стоимость утилизационного сбора на автомобили в России, но каждый из вас может сделать это и самостоятельно, зная обе исходные величины. Их легко можно найти в интернете.

Для категории легковых автомобилей базовая ставка составляет 20000 рублей. Расчётный коэффициент различается в зависимости возраста автомобиля и литража его силового агрегата.

Скажем, физлицо хочет приобрести авто возрастом старше 3 лет с двигателем объёмом 1.5 литра. Если по какой-либо причине в техпаспорте машины отсутствует отметка об уплате утильсбора, ему придётся перед постановкой авто на учёт сделать это самостоятельно.

Размер УС будет равен 44200 рублей (как результат умножение базовой ставки на коэффициент 2,21).

Точно такие же расчёты производятся и в отношении импортируемых авто, а также производимых внутри страны.

Имея таблицу базовых ставок и коэффициентов, удобно производить расчеты утилизационного сбора для автомобилей, самоходных машин и любых других категорий транспортных средств для организаций с крупным парком.

Физлицам проще воспользоваться онлайн-калькулятором, просто набрав в поисковике соответствующую фразу, введя возраст автомобиля и объём его двигателя.

Подсчет стоимости утилизационного сбора

Порядок оплаты утильсбора

Что касается граничных сроков уплаты УС, то законом они не оговариваются. Но до того момента, пока в ПТС не будет проставлена соответствующая отметка, постановка автомобиля на учёт становится невозможной, а значит, вы не сможете эксплуатировать машину.

Отметим, что при уплате утилизационного сбора за авто НДС не взимается. В декларацию налог вносится в колонке МПЗ (покупка ТС или приобретение движимого имущества для перепродажи).

Если авто ввозится из-за рубежа, отметку об оплате должны проставить таможенники. Во всех остальных случаях этим занимается налоговый орган по месту регистрации автомашины или её собственника. Бланк с реквизитами можно скачать на офсайте соответствующей организации (налоговой или таможенной). О расчёте суммы утильсбора мы уже рассказывали.

Необходимые документы

При приобретении автотранспортного средства, произведённого в России, плательщик УС (или официальный представитель плательщика), а также при ввозе автомобиля из-за рубежа необходимо подготовить пакет документов для подачи их в ФНС.

Для этого нужно заполнить форму установленного образца с указанием суммы утильсбора, установленного таможенным/налоговым органом. Пакет документов для проставления отметки в ПТС включает:

  • паспорт подателя заявления;
  • договор купли-продажи ТС;
  • свидетельство о безопасности конструкции автомашины;
  • сертификат соответствия типа автотранспортного средства.

Как произвести оплату УС

Оплату утильсбора можно произвести любым удобным способом:

  • в отделении любого банка (не забудьте учесть стоимость комиссии, которая может быть довольно значительной);
  • через системы онлайн-расчётов, в том числе электронными деньгами (Webmoney, Qiwi, Яндекс.Деньги). Здесь тоже потребуется учитывать комиссии платёжных систем.

Не забудьте сохранить документ, подтверждающий факт оплаты – его нужно будет предъявить в налоговую или таможню для проставления отметки в ПТС.

Где ставится отметка в ПТС

При предоставлении ив ФНС пакета документов, подтверждающих факт оплаты утильсбора, в техпаспорте в разделе «Особые отметки» вписывается соответствующая запись. При её отсутствии сотрудники Госавтоинспекции не имеют право ставить автомобиль на учёт. Если регистрант относиться к числу льготников, которые освобождаются от уплаты УС, он должен представить документ, подтверждающий наличие льготы.

Покупка нового автомобиля, произведённого в России, освобождает розничного покупателя от внесения взноса, поскольку это обязан сделать автопроизводитель. Но его стоимость уже включена в цену машины. При ввозе автомобиля из-за границы необходимо оплатить УС при прохождении таможенных процедур.

Паспорт транспортного средства

Что касается покупки авто на вторичном рынке, здесь возможны два варианта: отметка об УС в ПТС уже имеется или отсутствует. В последнем случае вам придётся произвести соответствующие отчисления в пользу государства, поскольку авто было произведено или ввезено в страну до 2012 года.

Штрафные санкции за неуплату

Несмотря на обязательность внесения платежей по утилизационному сбору, ответственность за его неуплату законодательством не предусмотрена. Другими словами, вы можете сколь угодно долго уклоняться от уплаты, и вам это ничем не грозит. Но и эксплуатировать приобретённое ТС вы не сможете, поскольку оно не может быть зарегистрировано в ГИБДД без наличия отметки в ПТС.

Но уклоняться от процедуры мы тоже не рекомендуем: с момента приобретения машины вы должны в десятидневный срок поставить её на учёт (при ввозе из-за границы на это даётся 20 суток). За это время вы должны успеть произвести оплату утильсбора и поставить отметку в техпаспорте.

Если вы попадетесь при езде на автомобиле, не прошедшем регистрацию в Госавтоинспекцию, вам грозит штраф в рамках административной ответственности в размере 800 рублей.

В случае, когда вы не предпримете никаких действий, и вас поймают повторно, наказание будет намного строже:

  • лишение ВУ сроком до трёх месяцев;
  • штраф на 5000 рублей.

Если ввезённый автомобиль оформлялся на таможне, и вы не пожелали уплатить УС, то по прошествии трёх лет вам будет направлено извещение с требованием погасить задолженность в течение 20 дней. Если вы и дальше проигнорируете это требование, указанная сумма будет взыскана через суд.

Оплата штрафа ГИБДД

Возврат УС

Хотя теоретически повторная оплата утилизационного сбора невозможна, на практике такие случаи происходят не так уже редко. Это возможно в тех случаях, когда автопроизводитель оплатил сбор, но в ФНС факт оплаты «не увидели». То же самое может произойти и при импорте автомобиля, но виновником будет уже ФТС.

В таких случаях можно предъявить претензию той организации, через которую проходило оформление УС.

Вам необходимо написать Заявление о возврате УС, уплаченного излишне, попросив бланк у работников таможенной или налоговой службы, или скачав его в интернете. Там же можно ознакомиться и с образцом заполнения документа.

Кроме заявления, необходимо представить следующие документы:

  • гражданский паспорт автовладельца;
  • копию ПТС вместе с оригиналом;
  • документ, подтверждающий факт уплаты утильсбора;
  • подтверждающий документ, что оплата была произведена ошибочно.

Ваше заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней, после чего вам должны представить либо отказ (например, при неправильном заполнении документов), либо решение о возврате излишне уплаченных средств.

На подачу заявления о возврате утилизационного сбора отводится 3 года с момента оплаты, однако эта сумма не может быть проиндексирована с использованием инфляционных коэффициентов, комиссии также не подлежат возврату. Если ваше заявление удовлетворят, деньги вернут на банковский счёт, указанный в заявлении.

Перспективы отмены утилизационного сбора

При покупке нового автомобиля проблема уплаты УС ложится на плечи автопроизводителей, конечный покупатель ощущает это лишь косвенно. Но при приобретении ТС на вторичном рынке, особенно с мощным двигателем, дополнительно придётся уплатить немалую сумму, и это уже становится проблемой. Так что перспективы утилизационного сбора интересуют очень многих автомобилистов. Если вспомнить, что в 2018 году размер базовых ставок вырос (правда, только для юридических лиц), то рассчитывать на отмену утильсбора в краткосрочной перспективе, очевидно, не приходится.

Более того, в сентябре 2019 года Минпромторг озвучил планы увеличения сбора с 2020 года, причём для категории легковых авто рост должен составит 110%.

Однако после совещания с ведущими автопроизводителями, состоявшегося 17 октября, представители министерства заявили, что приняли решение об отказе от резкого повышения УС, как на производимые авто внутри страны, так и на импортируемые. При этом Минпромторг намекнул, что в 2021 году, скорее всего, вернется к обсуждению этой темы.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети
Adblock
detector