Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

У каждого автомобилиста в обязательном порядке должны присутствовать права. Это документ, подтверждающий факт наличия у человека соответствующих навыков и необходимых знаний для автоуправления транспортным средством. Причём удостоверение выдаётся не только на автомобили, но и на ряд других ТС.

Водительское удостоверение РФ

При этом во всех документах прописывают определённую категорию выданных водительских прав, либо вносят одновременно несколько меток. Категория означает тип ТС, которыми человек имеет официальное и подтверждённое право управлять. Если сесть за руль автотранспорта, для которого открытой действующей категории нет, это будет расцениваться как езда вообще без соответствующего удостоверения водителя. Актуальный штраф за это составляет от 5 000 до 15 000 рублей.

Поскольку в ВУ вносились некоторые изменения, требуется точно знать о том, как должен выглядеть документ и какая информация в нём содержится.

Что указано в документе

Прежде чем рассказать о том, сколько существуют различных категорий российских выдаваемых водительских прав, необходимо уточнить сведения о самом документе. Это знать не менее важно, чем про количество категорий и подкатегорий.

Водительское удостоверение, или просто ВУ, расценивается как полноценный документ, удостоверяющий личность. Его можно использовать в качестве альтернативы гражданского паспорта в тех или иных случаях.

Это обусловлено тем, что ВУ содержит в себе информацию про:

  • полное имя человека;
  • дату и место его рождения;
  • дату выдачи документа;
  • срок его действия;
  • организацию, выдавшую ВУ;
  • серийный номер;
  • подпись;
  • фотографию;
  • открытые категории;
  • дополнительные некоторые сведения.

Оформляется такой документ кириллицей. Если применяются буквы другого алфавита, тогда обязательным условием является дублирование с помощью латиницы.

Внешние особенности

ВУ представлено в виде пластиковой прямоугольной карточки, на которой с двух сторон нанесена определённая информация.

При этом существует определённый регламент и правила, согласно которым заполняется документ. Лицевая сторона служит для отображения личной информации о самом автомобилисте. Обратная сторона нужна, чтобы указать категорию.

Есть смысл отдельно взглянуть на лицевую и обратную сторону.

Как выглядят водительские права

Лицевая часть ВУ

Для начала посмотрите на лицевую часть удостоверения. Здесь содержится такая информация:

  • Слева вверху указан субъект, где выдавался документ. Для России актуально использование заглавных букв RUS.
  • Сверху посередине, с небольшим смещением вправо, прописывается название документа, то есть водительское удостоверение.
  • Слева наносится фотография автомобилиста. Это фото размером 30х40 мм. При отсутствии проблем со зрением и религиозных убеждений на голове не должно быть очков и головных уборов.
  • Непосредственно под фото предусмотрено место для подписи водителя. Причём роспись должна быть обязательно идентичной той, которая указана в обычном гражданском паспорте.
  • Справа под названием документа прописываются личные данные в виде ФИО.
  • Ниже идёт дата рождения.
  • Надписи, прописанные на русском, обязательно дублируются английскими буквами.
  • Ещё ниже указывается организация, выдавшая этот документ, а также номер и серия ВУ.
  • Следом идёт регион проживания.
  • В самом конце внизу приводится перечень открытых у водителя категорий.

Всё это стандартизировано, а потому оформление всех прав имеет идентичные особенности. Но только сама информация разная.

Обратная сторона

Если перевернуть документ, тут будет намного меньше информации.

С левой стороны наносится специальный штрих-код. В нём закодирована информация про водителя.

Практически всё пространство на обороте занимает таблица. В ней прописаны категории прав. Напротив открытых категорий обязательно должны стоять метки.

Дополнительно тут указывается, в течение какого времени права будут считаться действительными.

В зависимости от конкретной ситуации, внизу под таблицей могут прописываться некоторые дополнительные данные. В большинстве случаев тут речь идёт о стаже водителя.

Существующие категории

Разобравшись с внешними особенностями, можно приступать к изучению категорий и подкатегорий в водительских правах.

Согласно действующим правилам, на определённые категории необходимо обязательно предварительно пройти отдельный курс обучения. Но есть и такие категории, которые присваиваются водителю автоматически. К примеру, наличие любых прав позволяет управлять всем транспортном наземного типа, который относится к официальной категории М.

У всех актуальных категорий и подкатегорий в водительских правах есть определённая смысловая нагрузка. Она определяется эксплуатационными и габаритными характеристиками транспорта.

Будущим автомобилистам следует обязательно знать про все существующие виды отечественных водительских прав. Помимо основных категорий, нужно обратить внимание и на существующие подкатегории.

Это позволит понять, на какие курсы следует идти, к чему готовиться и пр. Планируя ездить на легковой машине, вовсе не обязательно открывать автокатегорию, позволяющую управлять автобусами. Но и с правами для мототехники сесть за руль легковушки не получится.

Следует подробно взглянуть на перечень категорий и предусмотренных официальных подкатегорий актуальных отечественных водительских прав. Представленная классификация действует с 2016 года, после некоторых корректировок, проведённых с 2012 года.

Перечень нужно разбить на категории и подкатегории.

Основные категории

Для начала будут представлены все категории, актуальные для водительских прав, с их обязательной расшифровкой.

При этом у основных категорий есть свои определённые подкатегории. Иногда их открывают отдельно, либо же получают автоматически.

Чтобы в этом разобраться, на помощь придёт официальная классификация доступных для автомобилистов и не только категорий водительских прав.

  • Хотя буква по алфавиту первая, это не самые базовые права. Такая специальная отметка в автомобильном удостоверении говорит о том, что этот водитель имеет право самостоятельно управлять мотоциклом, у которого предусмотрен боковой специальный прицеп, либо без него. При этом суммарная снаряжённая масса должна составлять до 400 кг. Мототехника может иметь 2, 3 и 4-колёсный тип конструкции.
  • Самая распространённая категория. Актуальна для автотранспорта общей допустимой массой до 3500 кг. (3,5 тонн). По количеству располагающихся в салоне пассажиров ограничена на 8. Разрешается дополнительно цеплять к машине прицеп, но его масса (снаряжённая) не может превышать 750 кг. Либо же суммарный вес прицепного состава не должен быть больше, чем масса автотранспорта без нагрузки.
  • Открывает возможность управлять ТС общей допустимой массой свыше 3,5 тонн и цеплять прицеп весом до 750 кг. Но садиться при этом за руль грузового авто, которое относится к сегменту D, с этой категорией официально не разрешается.
  • Даёт возможность осуществлять пассажирские перевозки, когда количество людей превышает 8. Дополнительно допускается оснащение прицепом, но снова массой до 750 кг.
  • Распространённая в основном среди молодёжи категория. Даёт право людям управлять мопедами, а также квадроциклами. Открытие любой другой самостоятельной автокатегории позволяет без проблем дополнительно получить пометку напротив M.
  • Tm и Tb. Их открывают те, кто хочет работать на трамваях и троллейбусах. Сравнительно новые виды категорий. Ранее вместо них применялись просто особые отметки.
  • Дополнительная автокатегория, которая не считается подкатегорией. Актуальна для тех, кому нужно управлять транспортом обычной категории B, но уже с прицепом с собственным весом свыше 750 кг.
  • Ещё один вариант полноценной категории, тесно связанный с C. Позволяет управлять автотранспортом соответствующего типа, но ещё и дополнительно с автоприцепом в его массовом диапазоне от 750 до 3500 кг.
  • Расширенный вариант обычной категории D. Требуется для пассажирских автобусов, в которых доступное количество предусмотренных посадочных мест превышает 8. Дополнительно автомобилисту разрешается цеплять автоприцеп массой от 750 до 3500 кг.

Таблица категорий водительских прав

Отдельно стоит рассмотреть существующие подкатегории.

Подкатегории

Помимо основных категорий, актуальных выдаваемых в России для водительских прав, официальная классификация выделяет некоторые подкатегории. У каждой из них есть свои значения, допуская к вождению людей. Применяются с появления новых специальных удостоверений. Остаётся лишь узнать, что они означают и как маркируются.

  • Подкатегория, актуальная для водителей мототехники. Пригодится для мотоциклистов, транспортное средство которых имеет рабочий объём двигателя в диапазоне от 50 до 125 куб. см. Это так называемые скутеры.
  • Открывает возможность человеку управлять автотранспортным средством, масса которого по документам не превышает значение в 550 килограмм. При этом допустимая максимальная скорость, которую способна развивать техника, не должна быть более 50 километров в час. Есть ограничение и по объёму силовой установки. Если быть точнее, то не более 50 кубических сантиметров. Такие права делают те, кому требуется сесть за руль трицикла или квадроцикла. Тут важно понимать разницу между квадроциклом и квадрициклом. Для квадроцикла достаточно категории М. Под квадрицикл требуется уже специальная подкатегория B1.
  • Ещё одна довольно распространённая подкатегория. Актуальна для тех, кто управляет автотранспортом массой в диапазоне строго от 3500 до 7500 килограммов. Дополнительно здесь допускается оснащение прицепным транспортным средством, но массой до 750 кг. Наличие такой открытой категории в автомобильных правах не позволяет управлять различным автотранспортом, который подпадает под критерии D категории.
  • Оформляется на водителей, управляющих транспортом с массой в диапазоне строго от 3500 до 7500 кг. При этом разрешается цеплять к ним автоприцепы весом свыше 750 кг. Ключевым условием является то, что суммарная масса состава должна быть до 12 тонн.
  • Оформляется водителями, управляющими пассажирскими автобусами с общим предусмотренным конструкцией количеством мест до 16. Дополнительно открытая водителем категория этого типа позволяет ездить с автоприцепом, но массой до регламентированных 750 кг.
  • Сочетает в себе возможности категории D, но вес автоприцепа при этом может превышать ограниченные для основной категории 750 кг. Но только при обязательном соблюдении условия, что показатель общей массы автопоезда не выходит за рамки 12 тонн.

Обратная сторона водительского удостоверения

Само собой разумеется, что ни для одной из категорий или подкатегорий не допускается перевозка людей, находящихся в прицепном ТС.

Права нового образца

Представленные категории применяются в водительском удостоверении так называемого нового образца.

Важно учесть, что нынешний формат ВУ утверждён соответствующим приказом МВД от 13 апреля 2009 года. При этом в 2011, 2014 и 2015 годах проводились некоторые корректировки документа.

Главная особенность водительских прав принятого нового образца заключается в том, что они выполнены в полном соответствии с требованиями Венской конвенции, принятой ещё в 1968 году. Соответствующее обозначение открытых категорий и заполнение основной информации позволяет автомобилистам спокойно передвигаться по странам-участникам этой конвенции без дополнительных документов.

Информация в таком документе нового формата аналогична той, что была в предыдущем варианте удостоверения. Но оформление выполнено иначе.

Это заламинированная бумажная карточка, которая имеет пластиковую основу. Цвет документа переходящий, от голубого к розовому. Смена цвета идёт слева направо. По аналогии цвет меняется и на обороте, но уже в обратном направлении. Дополнительно предусмотрена фоновая сетка, выполняющая защитные функции.

Чтобы защитить удостоверения от попыток подделывания, на них применяется сразу несколько специальных решений. Они состоят из:

  • микротекста;
  • скрытых изображений;
  • переменного цвета в зависимости от угла обзора;
  • подсвечивающихся серийных номеров под воздействием ультрафиолета;
  • штрих-кодов, в которых зашифрована информация.

На лицевой стороне название документа наносится сиреневым цветом. Фотография имеет общепринятый стандартный размер 21х30 мм. При этом фотографию делают одновременно с выдачей документа, то есть предварительно печатать фото нет необходимости.

Права нового образца

Требования к самой фотографии не изменились. Это только анфас с отсутствующими головными уборами и очками. Очки допускаются, если человек ходит в них постоянно и имеется специальная справка, а головные уборы разрешено оставлять на фото по религиозным причинам.

Получение прав и открытие новых категорий

Если не считать подкатегории, которые присваиваются автоматически, для получения прав, как и для открытия новых разрешений, потребуется пройти определённую процедуру.

Она начинается с посещения специализированной и обязательно сертифицированной автошколы. Здесь в составе группы, а иногда и в индивидуальном порядке, проходится полный курс обучения. Помимо теории, кандидаты занимаются практическими упражнениями, в сопровождении инструктора на специально оснащённых машинах выезжают в город.

Но успешная сдача теории и практики в автошколе ещё не даёт возможность получить удостоверение. После автошколы требуется взять документ об её окончании, а также медицинскую правку, и отправиться в отделение ГИБДД. Вопросами выдачи прав и проверкой знаний и навыков занимается МРЭО при автоинспекции.

Здесь требуется пройти ещё 3 испытания:

  • Знание теории. Знать требуется не только правила движения, но также устройство автомобиля, на управление которым вы претендуете, прочие области, необходимые для вождения.
  • Практика на площадке. Если теория сдана успешно, кандидат отправляется на следующий этап. Ему требуется выполнить стандартные манёвры на специально оборудованной площадке. В основном это развороты, маневрирование задним ходом, парковка и пр.
  • Экзамен в реальных условиях. Когда 2 предыдущих этапа пройдены, остаётся последний. Кандидат выезжает в город в сопровождении инспектора. Он следит за тем, как водитель себя ведёт в тех или иных ситуациях, контролирует обстановку, правильно читает знаки и разметку. Если ошибки не допущены, тогда инспектор ставит отметку об успешном завершении испытаний.

С этим документом кандидату остаётся передать бумаги в соответствующее окошко МРЭО, после чего ему будут выданы водительские права установленного образца с открытой категорией того или иного типа.

Категории в водительских правах

Даже если у водителя есть действующее удостоверение, но ему требуется открыть новую категорию, придётся пройти аналогичные испытания. Но только не всегда нужно посещать автошколу. Всё зависит от того, какие права требуется получить, и какие метки есть в текущем удостоверении.

Сделать метку в ранее выданном документе не получится, поскольку бумага уже заламинирована. В этом случае изготавливаются новые пластиковые документы.

Открытие новой категории для иногородних

Также стоит отдельно взглянуть на то, каким образом можно открыть новую категорию в своих действующих водительских правах всем иногородним.

Ведь довольно часто человек прописан в одном населённом пункте, но проживает или работает в другом. Тогда ему требуется не по прописке сделать себе ВУ.

Практически все автошколы позволяют иногородним проходить у себя обучение. Единственным отличием в сравнении с обучением по месту регистрации является расширенный пакет документов.

Он состоит из:

  • внутреннего гражданского паспорта;
  • медицинской справки;
  • справки, подтверждающей местную регистрацию;
  • справки из ГИБДД о том, что водитель не был лишён прав.

Особых проблем с этим возникнуть не должно. Но приготовьтесь к тому, что автошкола может не принять вас на обучение, если у вас отсутствует местная прописка.

При этом сложностей с ГИБДД (МРЭО) не будет. Согласно действующим правилам, ВУ можно получить в любом удобном для кандидата отделении, без привязки к прописке.

Нынешний формат ВУ предусматривает выдачу документа сроком на 10 лет. Когда 10 лет с момента выдачи проходит, удостоверение утрачивает свою силу, а водитель теряет возможность управлять транспортным средством.

Учитывая этот нюанс, каждые 10 лет придётся обновлять корочку. Но переживать сильно не стоит. Проходить повторное обучение и сдавать экзамены нет необходимости. Но сохраняется требование обязательно пройти медицинскую проверку и получить справку из сертифицированного медицинского учреждения.

Менять документ раньше положенного срока нужно, если:

  • права были утеряны;
  • документы украли;
  • они пришли в состояние негодности;
  • автомобилист поменял фамилию или имя;
  • требуется замена прав старого образца на новые.

При замене в обновлённых правах остаётся тот же срок действия, но и на документе до его утраты или порчи. Если хотите сразу продлить их на 10 лет, кроме паспорта, предъявите свежую медицинскую справку.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети
Adblock
detector