Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Особенности оценки ущерба, нанесённого автомобилю в ДТП

Рост парка транспортных средств является основным объективным фактором увеличения аварийности на дорогах, но немалую роль в этом играют и субъективные критерии – слабая дисциплинированность водителей, которая, в свою очередь, зависит от неудовлетворительной работы ДПС. При этом в зоне риска находятся даже водители, неукоснительно соблюдающие ПДД. В результате любой аварии, даже если она заканчивается благополучно для водителя и пассажиров, автомобиль практически всегда получает те или иные повреждения, требующие проведения ремонтно-восстановительных работ.

Оценка повреждений машины после ДТП

А поскольку у всех водителей имеется полис ОСАГО, возмещение ущерба становится головной болью страховой компании. Но не всё так просто, ведь оценка последствий ДТП – процедура весьма субъективная, и если она проводится специалистом СК, то можно не сомневаться, что он постарается минимизировать урон, нанесённый застрахованному транспортному средству. Существует немалое количество способов занижения оценки ущерба автомобилю после его попадания в ДТП, и уже начальные этапы ремонта покажут, что выплаченной компенсации явно не хватит для возвращения машины в строй.

Как правило, суды становятся на сторону водителей, но расчёт страховщиков довольно прост: только небольшой процент пострадавших решается на обращение в судебную инстанцию. В основном из-за незнания факторов, влияющих на формирование оценочной стоимости ремонтных работ.

Как производится оценка ущерба автомобиля экспертом СК после ДТП

Для получения страховой выплаты вовсе не обязательно вызывать на место аварии сотрудника Госавтоинспекции, достаточно соблюдения следующих условий:

  • оба участвовавших в дорожном происшествии ТС застрахованы;
  • пострадавших в результате ДТП нет;
  • оба участника достигли соглашения по поводу оценки стоимости ущерба, и этот факт должен быть зафиксирован в европротоколе.

Если хотя бы один из указанных пунктов не выполняется, без представителя ГИБДД оформить дорожное происшествие с возможностью получения компенсационных выплат не получится.

В любом случае для получения страховки необходимо уведомить СК о наступлении страхового случая, чтобы получить и заполнить выданный представителем страховщика бланк извещения.

Если оформление ДТП осуществляется с участием инспектора ДПС, оценка размера расходов на восстановительный ремонт начинается непосредственно с этапа составления протокола. Здесь важно, чтобы сотрудник ГИБДД максимально полно и точно описал в протоколе все полученные автомобилем повреждения, что в итоге повлияет на размер оценки урона, выполненной экспертом.

Как правило, такая процедура выполняется по определённой схеме, причём итоговая сумма будет складываться из следующих компонентов:

  • стоимости ремонта (включая покрасочные работы);
  • стоимости запчастей, подлежащих замене;
  • цены приобретения расходных материалов (краски, лаки, технические жидкости);
  • физического износа транспортного средства;
  • коэффициента потери автомобилем товарного вида.

Основанием для проведения экспертизы авто после ДТП с целью оценки ущерба является подача в СК следующих документов:

  • справки о совершении ДТП;
  • справки, подтверждающей отсутствие состава преступления по статье УК РФ;
  • извещения о ДТП.

Автомобили попали в ДТП

Первые два документа выдаются представителем ГИБДД, извещение заполняется водителем ТС.

Заполненное извещение следует предъявить в СК на протяжении 15 дней с момента фиксации аварии. Вместе со справками и извещением пострадавшая сторона подает заявление о возмещении ущерба установленного образца, а также следующие документы:

  • паспорт резидента РФ;
  • банковские реквизиты, если автовладелец намерен получить компенсационные выплаты в безналичной форме;
  • протокол осмотра места дорожного происшествия и пострадавшего автотранспортного средства инспекторов ДПС;
  • копию протокола об административном нарушении;
  • фото- и видеоматериалы с места аварии (при их наличии), позволяющие оценить характер ДТП и степень полученных автомобилем повреждений.

После предоставления всех этих материалов страховщик может потребовать от заявителя предоставления авто для осмотра, поскольку в таких случаях проводится автоэкспертиза с целью определения размера ущерба. Подобный осмотр должен быть проведён не позднее пятидневного срока с момента подачи соответствующего пакета документов. С согласия сторон этот установленный законом срок проведения экспертизы может быть изменён, но только по объективным причинам (болезнь, командировка, несовпадение у сторон графиков работы).

Если машина из-за полученных повреждений не может самостоятельно приехать к месту осмотра, мероприятие проводится по месту его пребывания. Поскольку страховщики стремятся занизить оценку нанесённого автотранспортному средству урона, часто возникают ситуации, когда автовладелец не согласен с экспертной оценкой. Даже если он не является знатоком автомобилей, существует немало сайтов, на которых можно воспользоваться программой расчёта повреждений авто при ДТП – такие онлайн-калькуляторы позволяют с достаточной точностью произвести предварительные расчёты.

При значительном расхождении пострадавшая сторона вправе провести независимую экспертизу. Если СК в пятидневный срок не произвела осмотр транспортного средства, побывавшего в аварии, это тоже является законным основанием для того, чтобы организовать и сделать независимую экспертизу без предоставления машины страховщику.

Порядок выполнения независимой экспертизы

Под независимой экспертизой следует понимать выполнение осмотра автомобиля автомобильными экспертами организации, не связанной узами партнёрства со страховой компанией (и, разумеется, с потерпевшей стороной). При выборе независимого эксперта не следует полагаться на рекомендации СК – лучше ориентироваться на советы бывалых водителей, побывавших в такой ситуации и зарекомендовавшие себя как специалисты, не склонные занижать оценку ущерба от ДТП. Честный оценщик в своей работе руководствуется реальными рыночными расценками, касающимися стоимости запчастей и проведения ремонтных работ.

Пакет документов, необходимый для проведения независимой оценочной экспертизы:

  • заявление;
  • копия полиса ОСАГО;
  • результаты экспертизы, проведённой представителем СК;
  • копия извещения о совершении ДТП;
  • протоколы, фото- и видеоматериалы с места аварии (при их наличии), позволяющие оценить характер ДТП и степень полученных автомобилем повреждений.

Экспертиза транспортного средства

Независимая экспертиза проводится по следующему алгоритму:

  • подача заявления и вышеперечисленного пакета документов, на основании которых должно быть проведено мероприятие;
  • согласование места, порядка и сроков проведения процедуры с учётом занятости сторон;
  • проведение экспертной оценки;
  • составление по результатам оценочной экспертизы акта обследования автомобиля. В документе описываются все обнаруженные повреждения, приводится стоимость проведения ремонтно-восстановительных работ.

Уведомление СК о проведении экспертизы и ознакомление последней с результатами оценки ущерба ложится на плечи независимого эксперта. Сроки оценки ущерба с момента получения заявления – те же 5 рабочих дней с возможностью пролонгации этого термина.

Независимый оценщик составляет акт в двух экземплярах, один из которых остаётся у пострадавшего, а второй вручается страховщику. Если последний не согласен с результатами оценки урона, он может оспорить заключение в судебном порядке. В противном случае акт обследования является основанием для выплаты компенсации.

Отметим, что методика расчёта стоимости ремонта описана в ч. 03 ст. 12.01 ФЗ «Об ОСАГО», однако в ней имеется ряд моментов, которые могут стать причиной разночтений в оценке степени ущерба при подсчёте страховщиком, независимым экспертом и самим пострадавшим.

Перечислим эти нюансы:

  • при определении стоимости используемых для ремонта материалов и запчастей методика расчёта основывается на их рыночной стоимости, но без чёткого определения, что следует считать таковой. Такая же проблема возникает и в отношении стоимости выполнения ремонта;
  • сложность формулы, используемой для расчёта степени износа деталей пострадавшего авто, также даёт много поводов для манипулятивного использования некоторых факторов;
  • есть изъяны и в методике определения деталей, пригодных для дальнейшей эксплуатации – такая оценка важна в тех случаях, когда ТС признается не подлежащим восстановлению.

В любом случае независимый оценщик ущерба авто при ДТП использует данную методику более объективно, чем страховщик.

Оценка ущерба авто представителем страховой

Стоимость проведения экспертизы

Если в отношении оценки степени ущерба существует хотя бы формальная методика, то при составлении прейскуранта осмотра автотранспортного средства учитывается множество факторов, которые зачастую не поддаются формализации. По этой причине заранее определить стоимость оценки ущерба при ДТП чаще всего не представляется возможным.

Рассмотрим основные критерии, оказывающие наибольшее влияние на стоимость проведения оценочной экспертизы:

  • где осуществляется осмотр (чем ближе к центру города, тем выше стоимость);
  • сколько обнаружено повреждения по результатам визуального осмотра;
  • действующие расценки конкретной экспертной компании;
  • нужно ли производить при осмотре дополнительные исследования (к примеру, трассологическую экспертизу).

В обеих столицах разброс цен на независимую экспертизу внушителен: 3-12 тысяч рублей. В провинции ценник значительно ниже, порядка 1 000-5 000 рублей.

Экспертиза автомобиля страховой компанией

Разница между независимой экспертизой и осмотром специалистом СК

Любая страховая фирма – это сугубо коммерческий проект, создаваемый с целью получения максимальной прибыли. Она формируется за счёт разности между страховыми взносами и компенсационными выплатами. Увеличить её можно двояко: за счёт роста клиентской базы и посредством уменьшения страховых выплат.

Неудивительно, что страховая компания оценивает ущерб при дорожном происшествии, стараясь уменьшить стоимость подлежащих замене деталей, указывая нижние границы рыночной стоимости.

Подход, используемый представителями независимой экспертной компании, принципиально иной:

  • они составляют акт, опираясь на использование оригинальных запчастей, стоимость которых гораздо выше среднерыночных цен;
  • при оценке стоимости выполнения ремонтно-восстановительных работ они вычисляют среднюю цену, ориентируясь на тарифы нескольких автосервисов;
  • если возраст пострадавшей машины превышает 5 лет, стоимость амортизации рассчитывается исходя из максимальных рыночных цен;
  • если авто не подлежит восстановлению, оценка неповреждённых узлов и агрегатов транспортного средства выполняется по методике, предполагающей, что степень износа автомашины не превышает 60%, а возраст для иномарок не превышает 15 лет, а для отечественных моделей – 7 лет.

Даже невооружённым глазом видно, что разница в оценке может быть достаточно внушительной.

Как добиться максимального размера страховой выплаты

Оценка компенсационных выплат, выполненная представителем страховой компании, в большинстве случаев оказывается заниженной, что служит поводом для предъявления пострадавшей стороной претензий в отношении страховщика. Основанием для этого может быть акт обследования авто, выполненный независимым экспертом. Но это тоже не бесплатная процедура. А как самостоятельно оценить ущерб, нанесённый автомобилю при ДТП? Здесь существует два альтернативных решения:

  • если вы считаете себя знатоком автомобилей, то без труда сможете осуществить соответствующие расчёты своими силами;
  • в противном случае можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором, о котором мы уже упоминали.

Самостоятельный расчёт возможен на основании методики, изложенной в ФЗ «Об ОСАГО». Если страховщик не согласен с предоставленными расчётами, единственный способ разрешения конфликта – судебное разбирательство. В большинстве случаев судьи принимают решение в пользу пострадавшей стороны, в спорных ситуациях может быть назначена повторная независимая экспертиза.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети
Adblock
detector