Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики

Что нужно знать о федеральном законе о такси

Законодатели регулярно трудятся над разработкой важных законопроектов, касающихся различных сфер деятельности. Так, Федеральный закон №69 от 21.04.2011, регламентирующий работу служб извоза, корректировался уже дважды, обсуждается новый закон о такси и в 2019 году, при этом с каждой редакцией требования к таксистам и таксомоторным компаниям становятся всё жёстче. До принятия документа дело ещё не дошло, но о том, какие инициативы правительства планируется реализовать, уже известно. Например, работать водителями не смогут граждане, не имеющие российского гражданства и водительских прав РФ. Кроме того, региональным властям дадут полномочия ввести аттестацию таксистов на знание местности, а тарифы на использование услуг такси предполагается сформировать методикой Минтранса. Изменения коснутся требований к водителям, автомобилям, используемым в службе такси, а также организациям, осуществляющим деятельность.

Федеральный закон о такси

Старания чиновников нацелены на повышение безопасности пассажиров, пользующихся услугами такси, что уже вызвало много споров. Какие поправки точно вступят в силу, а какие будут отклонены, пока неясно, спорных моментов немало, да и обсуждения ведутся уже далеко не первый год. При этом и на сегодня, и в дальнейшем актуально одно – для работы в такси водитель должен иметь соответствующую квалификацию, лицензию и знать нормативную базу. Как такового «Закона о такси» на деле не существует, а данный вид деятельности регулируется не только ФЗ №69, но и ПДД, КоАП РФ, а также ФЗ №259 «Устав автотранспорта» и ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок».

Общие положения закона

Федеральный закон №69 относится не только к деятельности служб такси. Нормативно-правовой акт регламентирует изменения в некоторых законодательных актах и содержит 10 статей. Что касается конкретно работы таксомоторных компаний, требований к ним и таксистам, то этой теме посвящены 4 статьи:

  • Статья 3 регулирует назначение административных наказаний за игнорирование правил осуществления деятельности.
  • Статья 7 информирует о введении в ФЗ №259 статьи 36.1, определяющей ответственность компаний, занимающихся извозом, за безопасность клиентов.
  • Статья 8 включает таксомоторные компании в ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП».
  • Статья 9, состоящая из 24 разделов, наиболее широко раскрывает вопрос организации деятельности перевозчиков. Она описывает следующие моменты:
  • Правила регистрации.
  • Порядок получения лицензии.
  • Причины, которые могут повлиять на отзыв разрешения.
  • Контроль осуществляемой деятельности.
  • Требования к транспорту, используемому под такси.
  • Правила безопасности.

Статьёй под номером 10 определены сроки, когда закон и отдельные его статьи вступают в силу. Многие из них начали действовать не через 10 дней после публикации, а спустя довольно приличные промежутки времени.

ФЗ №69 информирует о том, что перевозчики обязаны иметь лицензию на осуществляемую деятельность, а за игнорирование данного требования предусматривается ответственность в виде штрафных санкции согласно КоАП РФ (ст. 14.1.2, пункт 1). При повторном нарушении предусматривается не просто взыскание, но и возможность изъятия ТС, а для юридических лиц неисполнение требований грозит остановкой деятельности на 3 месяца.

Стоянка для такси

В случае отсутствия лицензии у водителя, тогда как машина имеет опознавательные знаки такси, предусматривается штраф в размере 5 000 руб. с изъятием светового фонаря согласно пункту 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Особенности получения лицензии на такси

Согласно ФЗ №69 порядок лицензирования ТС для задействования в такси упрощён. Для получения лицензии государственного образца, выдаваемой на один автомобиль и действующей 5 лет, потребуется всего 4 документа:

  • Заявление на предоставление разрешительного документа.
  • Копия паспорта заявителя.
  • Копия документа, свидетельствующего о постановке ТС на учёт в налоговом органе.
  • Копия свидетельства регистрации авто, соглашение аренды, лизинга или гендоверенность.

Собранный пакет бумаг передаётся в Комитет по транспорту субъекта РФ, сделать это можно и по почте (как альтернативный вариант – отправка через официальный интернет ресурс Госуслуги). Разрешение также можно забрать лично или же документ может быть выслан почтой.

Требования к легковой машине

Чтобы автомобиль мог использоваться под такси, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • Оснащение автомобиля таксометром.
  • Наличие опознавательных знаков (атрибутикой такси являются «шашечки» и фонарь).
  • Соответствие цветовому исполнению.
  • Наличие действующего разрешения на работу в такси.
  • На арендуемую машину требуется письменное подтверждение аренды.
  • Выдача чеков или иных подтверждений оплаты поездки пассажирам, воспользовавшимся услугами такси.
  • Наличие письменного договора фрахтования.

Работа такси в России

Службами извоза должны выполняться следующие требования:

  • Своевременное обслуживание ТС и устранение неисправностей.
  • Техосмотр машины перед выездом.
  • Медицинское освидетельствование водителей перед выходом в рейс.

Время ожидания клиента по закону

Касаемо времени, в течение которого таксистов обязали ждать клиентов, согласно Федеральному закону ожидание может длиться 15 минут. Таксометр включается, как только пассажир сел в машину, но если по истечении указанного времени клиент не явился, то водитель может начать насчитывать деньги за каждую следующую минуту ожидания. Так, клиент должен будет заплатить не только за поездку, но и за время ожидания.

Допустимые места для парковки такси

Таксомоторный транспорт хоть и является общественным, но его парковка на автобусных остановках запрещена, поскольку в таком случае нарушаются правила дорожного движения. Здесь есть нюанс – посадка или высадка пассажира на автобусных остановках всё же допускается.

Места стоянки такси обозначены знаком 5.18, их размещение, согласно требованиям законодательства, не должно создавать помех для движения и парковки других автотранспортных средств, при этом гражданские авто не могут парковаться в местах, отведённых для такси (п. п. 12.4 ПДД РФ). В отсутствии знака припарковаться у бордюра такси может, если это не противоречит ПДД и разрешено правилами также для других автомобилей. В целом такси подчиняются тому же своду правил дорожного движения, что и остальные участники. Преимущество же таксомоторного транспорта в возможности использовать выделенную полосу автобусов (правило не действует в отдельных регионах РФ, въезд на полосу может ограничиваться знаком 3.1) и парковаться на обозначенных стоянках такси.

Водитель такси за рулём

Последние изменения ФЗ о такси

Хотя в настоящий момент планируется внести некоторые коррективы в Федеральный закон №69 и этим усовершенствовать закон о такси, фактически действующая редакция подверглась правкам в 2014 году. Требования к компаниям, занимающимся извозом, и таксистам были ослаблены. Так, последние изменения диктуют следующие нормы:

  • Увеличен срок действия лицензии на работу для каждого авто, составил он не менее 5 лет.
  • Доступна возможность получения разрешительного документа на извоз не только посредством ТС, находящегося во владении, но и арендуемого по доверенности.
  • Отправить необходимые бумаги можно в электронном варианте, при этом перечень документов сократился (данное правило не может корректироваться региональными властями, и актуально на всей территории России), а выдача лицензии возможна по почте.
  • Стаж вождения должен составлять от 3 лет (раньше требовался стаж минимум в 5 лет).
  • Возможность совершения перевозок в разные регионы. Межрегиональная перевозка может быть выполнена на законных основаниях, если подача машины происходит там же, где ТС получило лицензию. В том случае, когда пункт подачи авто в ином регионе, между регионами должно быть соглашение, разрешающее транспортировку клиентов.
  • Окрашивание авто в соответствующие цвета (выполняется согласно региональным законам), наличие таких атрибутов такси как «шашечки» и световой фонарь, а также наличие таксометра, если плата за услуги осуществляется по тарифу.
  • Деятельность таксомоторных служб контролируется региональными властями.

Поскольку на сегодняшний день данная сфера требует наведения порядков, правительством рассматриваются различные инициативы, что сформирует новый закон о такси. Проект пока находится на стадии рассмотрения.

Возможные поправки, которые могут быть внесены в Федеральный закон о такси в 2019 году:

  • Бессрочные разрешения с возможностью передачи посредством гражданско-правовых сделок.
  • Оформление лицензий на перевозку пассажиров на ИП и юридических лиц, не привязывая разрешение к автомобилю.
  • Ведение механизмов работы диспетчерских служб.

Что планируют внести в новый закон в проекте о государственном регулировании легкового такси:

  • Водителями не смогут трудоустроиться граждане без российского гражданства и прав РФ.
  • Не будут допускаться к работе в такси автомобили, регистрировавшиеся за пределами РФ.
  • Электронный реестр о выдаче лицензий с расширенными сведениями о получателях будет введён во всех регионах.
  • Агрегаторы заказов обяжут сотрудничать исключительно со службами такси и частниками, имеющими разрешение государственного образца на перевозки.
  • Агрегаторы смогут только информировать при создании заказа, вмешательство в формирование тарифов для клиентов и комиссий для таксистов исключено.
  • Закон более конкретно разделит обязанности и правила работы для всех касающихся данного вида деятельности.

При том, что споры и обсуждения по поводу формирования нового закона о такси ведутся достаточно давно, проект дорабатывается и ещё не предстал в своём окончательном виде. Изменения в сфере организации и осуществления перевозок легковым такси будут, вопрос назрел и требует реформ. Но ждать перемен можно уже тогда, когда документ будет опубликован, а произойдёт это не раньше, чем после принятия законопроекта во всех чтениях Госдумы, а затем одобрения Советом федерации и президентом РФ.

Комментарии
  • ВКонтакте
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети