Что нужно знать о федеральном законе о такси
Законодатели регулярно трудятся над разработкой важных законопроектов, касающихся различных сфер деятельности. Так, Федеральный закон №69 от 21.04.2011, регламентирующий работу служб извоза, корректировался уже дважды, обсуждается новый закон о такси и в 2019 году, при этом с каждой редакцией требования к таксистам и таксомоторным компаниям становятся всё жёстче. До принятия документа дело ещё не дошло, но о том, какие инициативы правительства планируется реализовать, уже известно. Например, работать водителями не смогут граждане, не имеющие российского гражданства и водительских прав РФ. Кроме того, региональным властям дадут полномочия ввести аттестацию таксистов на знание местности, а тарифы на использование услуг такси предполагается сформировать методикой Минтранса. Изменения коснутся требований к водителям, автомобилям, используемым в службе такси, а также организациям, осуществляющим деятельность.
Старания чиновников нацелены на повышение безопасности пассажиров, пользующихся услугами такси, что уже вызвало много споров. Какие поправки точно вступят в силу, а какие будут отклонены, пока неясно, спорных моментов немало, да и обсуждения ведутся уже далеко не первый год. При этом и на сегодня, и в дальнейшем актуально одно – для работы в такси водитель должен иметь соответствующую квалификацию, лицензию и знать нормативную базу. Как такового «Закона о такси» на деле не существует, а данный вид деятельности регулируется не только ФЗ №69, но и ПДД, КоАП РФ, а также ФЗ №259 «Устав автотранспорта» и ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок».
Общие положения закона
Федеральный закон №69 относится не только к деятельности служб такси. Нормативно-правовой акт регламентирует изменения в некоторых законодательных актах и содержит 10 статей. Что касается конкретно работы таксомоторных компаний, требований к ним и таксистам, то этой теме посвящены 4 статьи:
- Статья 3 регулирует назначение административных наказаний за игнорирование правил осуществления деятельности.
- Статья 7 информирует о введении в ФЗ №259 статьи 36.1, определяющей ответственность компаний, занимающихся извозом, за безопасность клиентов.
- Статья 8 включает таксомоторные компании в ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП».
- Статья 9, состоящая из 24 разделов, наиболее широко раскрывает вопрос организации деятельности перевозчиков. Она описывает следующие моменты:
- Правила регистрации.
- Порядок получения лицензии.
- Причины, которые могут повлиять на отзыв разрешения.
- Контроль осуществляемой деятельности.
- Требования к транспорту, используемому под такси.
- Правила безопасности.
Статьёй под номером 10 определены сроки, когда закон и отдельные его статьи вступают в силу. Многие из них начали действовать не через 10 дней после публикации, а спустя довольно приличные промежутки времени.
ФЗ №69 информирует о том, что перевозчики обязаны иметь лицензию на осуществляемую деятельность, а за игнорирование данного требования предусматривается ответственность в виде штрафных санкции согласно КоАП РФ (ст. 14.1.2, пункт 1). При повторном нарушении предусматривается не просто взыскание, но и возможность изъятия ТС, а для юридических лиц неисполнение требований грозит остановкой деятельности на 3 месяца.
В случае отсутствия лицензии у водителя, тогда как машина имеет опознавательные знаки такси, предусматривается штраф в размере 5 000 руб. с изъятием светового фонаря согласно пункту 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Особенности получения лицензии на такси
Согласно ФЗ №69 порядок лицензирования ТС для задействования в такси упрощён. Для получения лицензии государственного образца, выдаваемой на один автомобиль и действующей 5 лет, потребуется всего 4 документа:
- Заявление на предоставление разрешительного документа.
- Копия паспорта заявителя.
- Копия документа, свидетельствующего о постановке ТС на учёт в налоговом органе.
- Копия свидетельства регистрации авто, соглашение аренды, лизинга или гендоверенность.
Собранный пакет бумаг передаётся в Комитет по транспорту субъекта РФ, сделать это можно и по почте (как альтернативный вариант – отправка через официальный интернет ресурс Госуслуги). Разрешение также можно забрать лично или же документ может быть выслан почтой.
Требования к легковой машине
Чтобы автомобиль мог использоваться под такси, он должен соответствовать следующим требованиям:
- Оснащение автомобиля таксометром.
- Наличие опознавательных знаков (атрибутикой такси являются «шашечки» и фонарь).
- Соответствие цветовому исполнению.
- Наличие действующего разрешения на работу в такси.
- На арендуемую машину требуется письменное подтверждение аренды.
- Выдача чеков или иных подтверждений оплаты поездки пассажирам, воспользовавшимся услугами такси.
- Наличие письменного договора фрахтования.
Службами извоза должны выполняться следующие требования:
- Своевременное обслуживание ТС и устранение неисправностей.
- Техосмотр машины перед выездом.
- Медицинское освидетельствование водителей перед выходом в рейс.
Время ожидания клиента по закону
Касаемо времени, в течение которого таксистов обязали ждать клиентов, согласно Федеральному закону ожидание может длиться 15 минут. Таксометр включается, как только пассажир сел в машину, но если по истечении указанного времени клиент не явился, то водитель может начать насчитывать деньги за каждую следующую минуту ожидания. Так, клиент должен будет заплатить не только за поездку, но и за время ожидания.
Допустимые места для парковки такси
Таксомоторный транспорт хоть и является общественным, но его парковка на автобусных остановках запрещена, поскольку в таком случае нарушаются правила дорожного движения. Здесь есть нюанс – посадка или высадка пассажира на автобусных остановках всё же допускается.
Места стоянки такси обозначены знаком 5.18, их размещение, согласно требованиям законодательства, не должно создавать помех для движения и парковки других автотранспортных средств, при этом гражданские авто не могут парковаться в местах, отведённых для такси (п. п. 12.4 ПДД РФ). В отсутствии знака припарковаться у бордюра такси может, если это не противоречит ПДД и разрешено правилами также для других автомобилей. В целом такси подчиняются тому же своду правил дорожного движения, что и остальные участники. Преимущество же таксомоторного транспорта в возможности использовать выделенную полосу автобусов (правило не действует в отдельных регионах РФ, въезд на полосу может ограничиваться знаком 3.1) и парковаться на обозначенных стоянках такси.
Последние изменения ФЗ о такси
Хотя в настоящий момент планируется внести некоторые коррективы в Федеральный закон №69 и этим усовершенствовать закон о такси, фактически действующая редакция подверглась правкам в 2014 году. Требования к компаниям, занимающимся извозом, и таксистам были ослаблены. Так, последние изменения диктуют следующие нормы:
- Увеличен срок действия лицензии на работу для каждого авто, составил он не менее 5 лет.
- Доступна возможность получения разрешительного документа на извоз не только посредством ТС, находящегося во владении, но и арендуемого по доверенности.
- Отправить необходимые бумаги можно в электронном варианте, при этом перечень документов сократился (данное правило не может корректироваться региональными властями, и актуально на всей территории России), а выдача лицензии возможна по почте.
- Стаж вождения должен составлять от 3 лет (раньше требовался стаж минимум в 5 лет).
- Возможность совершения перевозок в разные регионы. Межрегиональная перевозка может быть выполнена на законных основаниях, если подача машины происходит там же, где ТС получило лицензию. В том случае, когда пункт подачи авто в ином регионе, между регионами должно быть соглашение, разрешающее транспортировку клиентов.
- Окрашивание авто в соответствующие цвета (выполняется согласно региональным законам), наличие таких атрибутов такси как «шашечки» и световой фонарь, а также наличие таксометра, если плата за услуги осуществляется по тарифу.
- Деятельность таксомоторных служб контролируется региональными властями.
Поскольку на сегодняшний день данная сфера требует наведения порядков, правительством рассматриваются различные инициативы, что сформирует новый закон о такси. Проект пока находится на стадии рассмотрения.
Возможные поправки, которые могут быть внесены в Федеральный закон о такси в 2019 году:
- Бессрочные разрешения с возможностью передачи посредством гражданско-правовых сделок.
- Оформление лицензий на перевозку пассажиров на ИП и юридических лиц, не привязывая разрешение к автомобилю.
- Ведение механизмов работы диспетчерских служб.
Что планируют внести в новый закон в проекте о государственном регулировании легкового такси:
- Водителями не смогут трудоустроиться граждане без российского гражданства и прав РФ.
- Не будут допускаться к работе в такси автомобили, регистрировавшиеся за пределами РФ.
- Электронный реестр о выдаче лицензий с расширенными сведениями о получателях будет введён во всех регионах.
- Агрегаторы заказов обяжут сотрудничать исключительно со службами такси и частниками, имеющими разрешение государственного образца на перевозки.
- Агрегаторы смогут только информировать при создании заказа, вмешательство в формирование тарифов для клиентов и комиссий для таксистов исключено.
- Закон более конкретно разделит обязанности и правила работы для всех касающихся данного вида деятельности.
При том, что споры и обсуждения по поводу формирования нового закона о такси ведутся достаточно давно, проект дорабатывается и ещё не предстал в своём окончательном виде. Изменения в сфере организации и осуществления перевозок легковым такси будут, вопрос назрел и требует реформ. Но ждать перемен можно уже тогда, когда документ будет опубликован, а произойдёт это не раньше, чем после принятия законопроекта во всех чтениях Госдумы, а затем одобрения Советом федерации и президентом РФ.