Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики
ГлавнаяЧто выбратьКакой двигатель выбрать: бензиновый или дизельный?

Какой двигатель выбрать: бензиновый или дизельный?

Дизельные моторы появились немного позже, чем бензиновые и изначально имели очень узкую сферу применения. Их использовали на тяжёлых грузовиках, крупных кораблях и в мобильных электростанциях. Однако технологический прорыв, совершённый менее 20 лет назад, позволил сделать дизельные двигатели подходящими для использования в легковых машинах — причём речь идёт не только о крупных внедорожниках, но и о спортивных купе! Сейчас многие производители предлагают своим клиентам на выбор широкую гамму моторов, среди которых обязательно есть бензиновые и дизельные двигатели. Поэтому вопрос о том, какой двигатель лучше — дизельный или бензиновый, на сегодняшний день актуален как никогда. Чтобы дать на него точный ответ, необходимо рассмотреть преимущества обоих вариантов.

Дизельный и бензиновый двигатель

Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки

Тяговые параметры

Если сравнивать атмосферные двигатели, лишённые компрессоров, то бензиновый агрегат однозначно опередит дизельный по мощности. Спорить с законами физики бесполезно — дизельное топливо имеет меньший выход энергии при сгорании, что уменьшает потенциал такого автомобильного узла. Однако ситуация меняется при установке турбонаддува — оказывается, что двигатель, работающий на тяжёлом топливе, обеспечивает более полное сгорание смеси. На практике это означает сближение тяговых характеристик бензиновых и дизельных агрегатов.

Однако стоит понимать, что мощность не является определяющим параметром для динамики автомобиля. К примеру, на скорость разгона оказывает большее влияние крутящий момент, который по умолчанию выше у дизельного двигателя. Именно поэтому в Европе получили большую популярность спорткары BMW серии M, оснащённые силовыми агрегатами объёмом 3,0 литра, выдающими 380 лошадиных сил и 740 Нм благодаря трём турбокомпрессорам. По динамике они не уступают гораздо более мощным автомобилям с многолитровыми бензиновыми моторами.

Бензиновый двигатель

Инженеры неоднократно делали попытки приблизить характеристики дизельных моторов к бензиновым и наоборот. Одним из наиболее результативных экспериментов стал опыт специалистов компании Mercedes, которые применили в концепт-каре систему HCCI, в которой бензин воспламенялся от сжатия. Это стало возможным благодаря образованию гомогенной (однородной смеси), в которой каждой молекуле топлива соответствовало восемь молекул кислорода. Сейчас курс на решение такой технической задачи взяла и компания Mazda — её двигатели семейства SKYACTIV имеют степень сжатия, высокую для бензиновых агрегатов и низкую для дизельных. Несмотря на то что результаты нельзя назвать столь же успешными, как у немецких учёных, моторы Mazda получились достаточно дешёвыми для массового производства, что можно назвать огромным достижением японцев.

Субъективные ощущения

Главное отличие современных турбодизелей в плане ощущений при вождении — уверенная тяга на низких оборотах, которая даёт возможность совершать быстрые старты. У бензиновых двигателей пик крутящего момента приходится на более высокие обороты, за счёт чего неопытный водитель легко может заглушить машину, выбрав неправильную скорость подачи топлива. Однако с ростом скорости вращения коленвала ситуация меняется. Главный недостаток дизельных двигателей представлен узким рабочим диапазоном оборотов. Соревноваться в скорости с бензиновым автомобилем можно только при условии быстрого переключения передач. Именно поэтому в настоящее время столько денег затрачивается на разработку трансмиссий с 8–10 передачами.

Дизельный двигатель

Сказать однозначно, что лучше, нельзя, поскольку у моторов слишком разный характер. Однако нужно вспомнить, что спортивные соревнования пока что проводятся на автомобилях с бензиновыми двигателями. Они лучше подходят для быстрого и устойчивого разгона, тогда как дизели обеспечивают хорошую динамику только в диапазоне «городских» скоростей.

Экономичность

Главные преимущества современного дизельного мотора заключаются в малых затратах на его обслуживание. Выше уже говорилось, что двигатели, работающие на тяжёлом топливе, обеспечивают более полное сгорание топлива и лучший КПД. Конечно, часть этого прироста нивелируется меньшей энергией, выделяемой при сгорании, однако положительное отличие налицо — для движения с одинаковой скоростью дизель требует намного меньше топлива! Практика подтверждает теоретические рассуждения — при одинаковых динамических параметрах установленный на VW Passat B7 двухлитровый дизель расходует 7 литров горючего в черте города, тогда как одинаковый по объёму бензиновый турбомотор — 11,5 литров.

Дизельный заправочный пистолет

Однако в этом сравнении участвовали мощные силовые агрегаты немалого по сегодняшним меркам объёма. Инженеры же говорят, что при уменьшении камер сгорания недостатки бензинового двигателя постепенно исчезают. Бензиновый мотор Toyota 1,4, устанавливающийся на компактный городской хэтчбек Yaris, расходует всего на 0,8–1,0 литра больше аналогичного по объёму дизельного агрегата, что можно назвать отличным подтверждением высказанного предположения. Конечно, дизельное топливо в нашей стране по-прежнему стоит дешевле бензина, однако в мире наблюдается тенденция к постепенному выравниванию цен, что следует принимать во внимание при покупке нового автомобиля. Стоит назвать и следующие минусы дизелей со стороны экономичности:

  • Такие моторы хуже сочетаются с гибридными трансмиссиями;
  • Современные дизельные двигатели требуют исключительно качественного топлива без малейших примесей;
  • Неисправный дизель может расходовать в 2–2,5 раза больше топлива, чем новый мотор.

Эксплуатация

Если вы будете искать плюсы и минусы дизеля, тестируя машину в России, то вам стоит обязательно дождаться холодного сезона. При отрицательной температуре окружающего воздуха он безнадёжно уступает бензиновым агрегатам сразу по нескольким параметрам. Первый — это необходимость покупки специального дизтоплива с разжижающими присадками, которое в некоторых регионах стоит очень дорого. На случай если такового по пути найти не удастся, стоит возить баночку со специальной присадкой, повышающей цетановое число горючего.

Автомобиль зимой

В холодных условиях дизельный двигатель требует дополнительного обслуживания

Второй негативный момент — тяжёлый запуск, который частично устраняется путём установки свечей накаливания. Большинство производителей снабжают ими дизельные двигатели ещё на конвейере, однако на бюджетных моделях автомобилей вы можете не найти такой детали. Третий минус — увеличенное время прогрева, в течение которого салон будет оставаться полностью холодным. Недаром на дизельные автомобили ставят электрические отопители и автономные печки, которые помогают справиться с дискомфортом.

Бензиновые машины лишены всех указанных недостатков, однако имеют свои проблемы. Наиболее существенной является склонность к перегреву, вызванная высокой температурой горения топлива. Если же вести сравнение по затратам на обслуживание, то между двумя видами силовых агрегатов установится паритет. Дизели более надёжны, но требуют дорогостоящего ремонта и специфических комплектующих. Обслуживание бензиновых автомобилей проводится чаще, но запчасти обходятся намного дешевле.

Безопасность

Чтобы понять, какой мотор безопаснее с точки зрения возможного возникновения пожара, стоит вспомнить, чем отличается дизельное топливо от бензина по характеристикам горения. В первом случае воспламенение происходит при сжатии, а во втором — при появлении электрической искры. При малом давлении и относительно низкой температуре дизельное топливо загорается очень неохотно и горит медленно. А вот бензин воспламеняется почти мгновенно и создаёт угрозу взрыва. Поэтому при утечке в топливном баке или под капотом дизельный автомобиль имеет намного больше шансов перенести повреждение без серьёзных последствий.

Сгорание топлива

С бензиновым двигателем шанс взрыва на много выше

Стоит оценивать и вред, наносимый двигателями внутреннего сгорания окружающей среде. Изначально пары бензина более токсичны, поскольку в самом топливе намного больше летучих углеводородов, быстро усваиваемых организмом человека. Стоит также вспомнить, что бензиновый двигатель сжигает далеко не всё топливо, чтобы сделать вывод о том, что именно он вносит наибольший вклад в глобальное потепление. Конечно, есть разница между современными агрегатами, соответствующими высочайшим стандартам экологической безопасности, и моторами двадцатилетней давности, однако, по мнению учёных, бензин всё равно представляет большую угрозу для нашей планеты.

Однако последние результаты исследований оказались очень неожиданными — причём настолько шокирующими, что правительство Франции разом отменило все льготы для дизельных автомобилей. Медики утверждают, что содержащиеся в выхлопе таких машин вещества являются мощнейшим канцерогенным фактором, вызывающим рак лёгких, повреждения носоглотки, костей, печени и почек. Содержатся эти вещества в мельчайших частицах сажи, которые выбрасывает дизельный двигатель. Конечно, на сегодняшний день существует множество сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов, которые очищают выхлопные газы, однако ни одна конструкция не способна устранить 100% канцерогенов. Поэтому будущее дизелей находится под большим вопросом — вполне возможно, что для них буду созданы отдельные экологические нормы.

Цены

Выбирая дизель или бензин, помните, что производители устанавливают на машины кардинально отличающиеся цены. В одинаковой комплектации цена дизельной версии с приблизительно похожими параметрами будет на 15–30% выше, чем у автомобиля с бензиновым силовым агрегатом. Если же говорить о премиум-классе, то в нём стоимость вырастает в 1,5–2 раза. Не стоит осуждать политику автопроизводителей, поскольку дизельная машина действительно обладает более высокой себестоимостью. К этому стоит прибавить постоянный поиск новых путей уменьшения токсичности выбросов, который также отражается на затратах — и можно сделать вывод, что цены полностью оправданы.

На вторичном рынке такой тенденции не наблюдается. Дизельные автомобили, если и оцениваются дороже бензиновых, то лишь на 5–10%. Кроме того, среди них очень велик процент дешёвых, но достаточно опасных «конструкторов» и «распилов». Причину этого найти несложно — ввиду множества проблем, связанных с эксплуатацией в России, официальные дилеры не слишком охотно завозили дизельные модификации до последнего времени, и на рынке преобладали автомобили из Японии и Германии. А после того как пошлины на подержанные транспортные средства повысились, ввозить их стало выгодно только в разобранном виде.

Какие выводы?

Говорить о том, что в сравнении дизельных и бензиновых двигателей можно найти лучший вариант, ещё очень рано. Конечно, дизели намного экономичнее, но их динамика на большой скорости пока уступает бензиновым агрегатам, а необходимость применения сложных компонентов вынуждает производителей сильно повышать стоимость. Бензиновые моторы хорошо подходят тем, кто любит быструю езду, хотя за эту их черту приходится платить повышенным расходом топлива. Кроме того, ремонтировать такие автомобильные узлы приходится чаще, хотя запчасти стоят дешевле. Поэтому выбор привода для машины стоит осуществлять исходя из своих личных предпочтений.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс
Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети

скидка 80 000 руб

Hyundai Solaris

Официальный дилер
Кредит 4.5% / Рассрочка
Trade-in / 95% одобрений
Без первноначального взноса