Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики
ГлавнаяЧто выбратьПлюсы и минусы автоматических и механических коробок передач

Плюсы и минусы автоматических и механических коробок передач

Споры между сторонниками механической и автоматической трансмиссий ведутся с момента появления последней, хотя первое поколение АКПП, появившееся в конце 30-х лет прошлого столетия, действительно было очень сырым. Но по мере совершенствования технологий надёжность коробок-автоматов существенно повысилась, а по ряду параметров этот тип КПП даст большую фору традиционной механике. И всё же вопрос, что лучше, автомат или механика, и сегодня является актуальным, особенно для тех, кто только собирается приобрести свой первый автомобиль. Попробуем на основании многофакторного анализа дать обстоятельный ответ на этот вопрос. Особенности функционирования механической и автоматической КПП.

Механика или автомат – что лучше и удобней

Выбор коробки передач: механика или автомат?

Механика

Механический тип трансмиссии длительное время был единственно доступным для массового потребителя. Здесь водитель самостоятельно выбирает, когда и какую передачу включать, руководствуясь дорожной обстановкой. При этом передаточные числа коробки передач рассчитаны таким образом, чтобы обеспечить работу двигателя в номинальном режиме во всём возможном диапазоне скоростей, начиная движение с первой передачи.

Первые модели МКПП, устанавливаемые на автомобили Ford, были двухступенчатыми и управлялись исключительно педалью, имеющей три положения, включая нейтральное. Дальнейшая эволюция механики заключалась в совершенствовании механизма самой коробки и увеличении количества доступных передач. 60-е годы ознаменовались появлением четырёхступенчатых коробок, в 80-е годы начали производиться пятиступенчатые МКПП, на рубеже XX – XXI веков появились шестиступенчатые коробки, а в последнее время – и семиступенчатые (например, в Porsche 911). Обычно четвёртая передача является прямой, с передаточным числом, близким к единице. Повышенные передачи обеспечивают высокую экономичность при равномерном движении на больших скоростях без резких ускорений.

Автомобиль Ford Model T

Важным усовершенствованием механики оказалось внедрение синхронизаторов, облегчающих процесс переключения передач (ранее для этого требовались перегазовки, сопровождающиеся повторным выжимом педали сцепления). Нынешнее поколение механических трансмиссий – это надёжные, относительно тихо работающие агрегаты, требующие минимальных усилий по обслуживанию. Безальтернативная установка МКПП – удел бюджетных автомобилей и спорткаров, большинство других моделей оснащается как механическими, так и автоматическими коробками.

Плюсы и минусы механики

Достоинства механики:

  • лучшая разгонная динамика, определяемая возможностью раскручивать обороты двигателя вплоть до достижения стрелкой «красной зоны»;
  • обладая достаточными навыками быстрого переключения передач и езды на нейтрали (накатом), можно добиться существенной экономии горючего по сравнению с автоматической коробкой;
  • конструкция МКПП более простая и требует меньшего количества трансмиссионной смазки;
  • зимний пуск двигателя осуществляется легче на автомобилях, оснащённых механикой, особенно при выключенном сцеплении;
  • МКПП более ремонтопригодна, чем автомат, да и стоимость восстановительных работ существенно ниже;
  • пробуксовка на механике не грозит катастрофическими последствиями, как в случае с автоматом.

Механическая КПП

Наряду с очевидными преимуществами механические трансмиссии не лишены и недостатков:

  • главный минус механики – неудобство вождения, требующего постоянной концентрации внимания для переключения передач (правда, с приходом опыта этот недостаток в значительной мере нивелируется);
  • у автомобилей с МКПП высок риск спалить сцепление, поскольку намеренно или из-за недостатка опыта водители удерживают педаль сцепления в нажатом состоянии, одновременно прогазовывая;
  • в целом двигатель машины, укомплектованной механикой, служит меньше из-за более экстремального вождения, намеренного или случайного. Автомат не допускает раскручивания оборотов до запредельных величин.

Автомат

Автоматическая трансмиссия, как следует из названия, обеспечивает переключение передач без участия водителя. Для этого конструкция АКПП дополнена такими узлами, как гидротрансформатор, планетарная передача, гидропривод, фрикционная муфта. Первые модели АКПП отличались медлительностью и низким КПД, что не позволяло устанавливать их на маломощных автомобилях. Со временем этот недостаток становился всё менее заметным, однако, за это приходилось расплачиваться усложнением конструкции со всеми вытекающими последствиями.

Тем не менее, сравняться с механикой по расходу топлива автоматической коробке так и не удалось, да и время разгона обречено быть меньшим, но удобство вождения для очень многих водителей с лихвой перекрывает все недостатки АКПП. Существует немало гибридных технологий, улучшающих те или иные характеристики автоматических КПП. Роботизированные коробки, вариаторы, типтроники – все эти разновидности коробок-автоматов призваны в разной степени улучшать эксплуатационные параметры, но, как это часто случается, за счёт ухудшения других характеристик.

Пример АКПП

Плюсы и минусы коробки-автомата

Начнём с достоинств:

  • если говорить о классическом автомате без «наворотов», то он будет заведомо уступать механике в разгонной динамике, но современные 7-ступенчатые автоматы и вариаторы, оснащённые парой дисков сцепления, уже практически не уступают МКПП по этому параметру;
  • то же самое можно сказать и о расходе топлива – стандартная коробка-автомат менее экономична, но вариаторы и автоматические коробки последнего поколения уже в состоянии посоперничать с МКПП;
  • по удобству вождения автомат – вне конкуренции, причём это признают даже те водители, которые длительное время ездили на автомобилях, оснащённых механикой;
  • коробка-автомат не даёт водителю возможность «накручивать» обороты, тем самым способствуя увеличению ресурса силового агрегата.

Но и недостатков у автоматической трансмиссии немало:

  • в коробку-автомат заливается большее количество масла, менять его нужно чаще;
  • в зимнее время пуск двигателя затруднён;
  • машина будет расходовать больше топлива по сравнению с механикой;
  • стоимость автомобиля с АКПП заметно выше, чем с механической коробкой с одинаковой комплектацией;
  • ремонт автомата обойдётся вам намного дороже.

А теперь рассмотрим более детально и взвешенно аспекты, влияющие на выбор коробки передач.

Надёжность и экономичность

Статистически авто с АКПП уступает по этим показателям механике. Правда, по расходу топлива различия не настолько большие, чтобы это существенным образом отразилось на эксплуатационных расходах, но при нынешних ценах на топливо игнорировать разницу тоже неправильно. А она для популярной в России модели Skoda Octavia A5 составляет 0,5 литра на 100 км. И хотя производители неустанно работают над совершенствованием АКПП, усложнение конструкции неизбежно ведёт к ухудшению надёжности трансмиссии. Впрочем, немалое количество водителей, исповедующих агрессивный стиль вождения, умудряются и на авто с механикой тратить больше горючего, чем на автомате.

Комфорт и удобство

В этом аспекте несомненное лидерство автоматической коробки могут оспорить разве что закоренелые адепты механики, не признающие ничего другого в силу упрямства или иных субъективных факторов. Особенно ценят удобства автоматической трансмиссии водители-новички, женщины и автомобилисты, живущие в мегаполисах. Снижение усталости и возможность сконцентрироваться на дорожной обстановке – достоинства, которые трудно оспорить.

Стоимостный вопрос

За удобство нужно платить – этот тезис в полной мере относится к автоматической коробке передач. Стоимость автомобиля, оснащённого АКПП, намного выше, чем у аналога с механикой. Если взять для примера ту же Октавию A5, то разница составит почти полторы тысячи долларов. Если выбирать между механикой и автоматом, необходимо принимать во внимание и стоимость эксплуатационных расходов. И здесь ситуация складывается опять же не в пользу автомата: в силу особенностей конструкции в АКПП вмещается в 2 – 3 раза больше масла, чем в механическую трансмиссию: 7 – 10 литров вместо 2 – 3. Стоимость масла для коробок-автоматов дороже, да и менять его необходимо примерно в полтора раза чаще.

Стоимость АКПП

Надёжность

В силу простоты конструкции надёжность механической коробки намного выше, чем у автомата. Совершенствование трансмиссии – процесс непрерывный, но добавление всё новых узлов в автоматические трансмиссии не способствует увеличению их долговечности. И это вполне объективный аспект, не зависящий от репутации производителя или качества используемых компонентов. Так что по ресурсу эксплуатации механика заведомо надёжнее, чем автомат.

Обслуживание, ремонт

Как уже отмечалось выше, эксплуатационные расходы в отношении автомобиля с автоматической коробкой будут примерно на 10 – 15% выше, чем в случае с МКПП. И чтобы избежать ещё больших трат, к этому вопросу нельзя относиться легкомысленно – меняя масло с рекомендованной производителем регулярностью, вы убережёте трансмиссию от преждевременного износа и поломок. А в этом случае расходы на ремонт будут минимум вдвое выше. Механика в этом смысле намного демократичнее. Более того, многие автолюбители в состоянии ремонтировать механическую коробку самостоятельно.

Комфорт

Для новичка вопрос, что лучше, механика или автомат, не стоит. Обучиться вождению на машине с АКПП гораздо легче. Особенно ценят это женщины, для которых комфорт и удобство – первостепенные факторы. На авто с механикой, чтобы обучиться плавному троганию с места, требуется немало времени, на автомате с этим, как правило, проблем не бывает. Если говорить о вождении в условиях постоянных пробок и заторов, то и здесь автомат будет гораздо предпочтительнее. От водителя ТС с механической КПП в подобных условиях требуется повышенная концентрация внимания, а частое переключение передач приводит к ускоренному износу сцепления и повышенной утомляемости водителя.

Комфорт АКПП

КПД, скорость разгона

Наличие потери мощности в гидротрансформаторе снижает коэффициент полезного действия коробки-автомата, однако, автоматы последнего поколения в этом аспекте всё более приближаются к механике благодаря интеллектуальным схемам управления блокировкой гидротрансформаторного узла. Немало споров вызывает и такой параметр, как скорость разгона. Ранее преимущество механических коробок было очевидным, но сегодня однозначно утверждать, что быстрее – автомат или механика – достаточно затруднительно.

Большинство современных АКПП оснащено режимом Sport, позволяющим увеличить динамику разгона. В сочетании с другими усовершенствованиями «автоматы», устанавливаемые в Ferrari, Nissan GT-R, Jaguar и подобные «монстры» в состоянии разгоняться до сотни за те же 3 секунды. Другое дело, что подобные «скоростные» трансмиссии стоят намного дороже обычных, поэтому они устанавливаются преимущественно в спортивные авто. Бюджетный же автомат будет менее экономичным и скоростным, чем механика

Зимнее вождение

С точки зрения устойчивости автомобиля при заносах, степень влияния типа трансмиссии минимальна. Но зато буксировка, которая характерна для зимних скользких дорог, для коробки-автомата крайне нежелательна, поскольку в таком режиме не исключён перегрев масла. Впрочем, некоторые модели АКПП имеют зимний режим, позволяющий снизить передаваемое мотором усилие на ведущие колёса. Включение этого режима делает пробуксовку минимальной даже при достаточно сильном нажатии на акселератор.

Зимнее вождение

Ресурс сцепления и силового агрегата

Чем механика отличается от автоматической коробки передач в худшую сторону – так это именно риском более быстрого износа сцепления и мотора. Происходит это потому, что в АКПП водитель ограничен в возможности быстрого набора оборотов до критической отметки, в машинах с механикой это происходит достаточно часто – или в силу неопытности водителя, или из-за его агрессивной манеры езды. В обоих случаях нагрузка на двигатель увеличивается, увеличивая его износ. Сцепление – также одно из больных мест МКПП. При пробуксовке и движении в пробках оно страдает больше всего. В автомате необходимость включать/выключать сцепление вообще отсутствует.

Поведение авто на дороге

К сожалению, плохие дороги, зачастую приравниваемые к бездорожью, остаются ахиллесовой пятой российской реальности. Частые торможения/ускорения и переключения передач, характерные для езды по неровной дороге, гораздо легче осуществлять на машине с коробкой-автоматом. Но если говорить о настоящем бездорожье (например, езде по песку или грязи), то здесь механика проявляет себя намного лучше – обладая минимальными навыками, можно гораздо легче выбраться из «плена», варьируя переключениями передач в нужном темпе. Автоматизированная трансмиссия такой свободы действий не предоставит, работая в соответствии со своими встроенными алгоритмами.

Одним из существенных недостатков автомата является необходимость очень осторожной буксировки автомобиля в случае выхода из строя трансмиссии. Делать это рекомендуется на скорости, не превышающей 45 – 50 км./час, и обязательно при включённом режиме N. Но если предстоит буксировка на расстояние, превышающее 25 – 30 километров, делать это нужно методом полной или частичной погрузки на эвакуатор. Наконец, поклонники механики считают одним из важных отличий механики от автомата невозможность завести мотор с буксира автомобиля, оснащённого АКПП.

Вместо заключения

Как видим, различия между автоматом и МКПП имеются, но с течением времени они становятся всё менее заметными. И потому вопрос, что лучше – механическая или автоматическая коробка передач, остаётся открытым. Для одних на первом месте стоят безопасность и удобство вождения, для других важны динамика или минимизация эксплуатационных расходов. Так или иначе, оба типа коробок пока востребованы, и не исключено, что в будущем появится абсолютно новый тип трансмиссии, который их окончательно «похоронит».

Распродажа новых автомобилей
Скидки на новые автомобили 2017 и 2018 года выпуска.
Кредит 9,9% и рассрочка 0%
www.riaavto.ru
Подробнее

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс

Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети