Всё о покупке и продаже автомобилей
Всё о покупке и продаже автомобилей
Рубрики
ГлавнаяПравовые вопросыЧем грозят нарушения правил использования тахографа

Чем грозят нарушения правил использования тахографа

Неизбежным следствием интенсификация дорожного движения является рост количества дорожно-транспортных происшествий. Справиться с ситуацией только за счёт усилий дорожной полиции невозможно, поэтому во всём мире ищут альтернативные способы снижения аварийности на дорогах. В расчёт берутся те факторы, которые в наибольшей степени влияют на безопасность дорожного движения – это дисциплинированность водителей и их состояние в момент управления транспортным средством. Одним из новых средств, призванных снизить количество ДТП, является тахограф – устройство, контролирующие многие показатели, касающиеся управлением машиной. Но без вмешательства государства даже самые умные и функциональные устройства обречены выполнять второстепенные роли, поскольку их использование не является обязательным. Именно поэтому во многих странах применение тахографов регламентируется законодательно, и Россия не является исключением. Штраф за тахограф (вернее, за его отсутствие или нарушения при использовании) является мерой, в значительной степени влияющей на поведение водителей, находящихся за рулём. В особенности это касается большегрузных транспортных средств, последствия столкновений которых с другими автомобилями становятся всё более катастрофичными. Об особенностях законодательства в отношении применения тахографов и пойдёт речь в данном материале.

Штрафные санкции за отсутствие тахографа или карты водителя

Варианты штрафа за отсутствие тахографа или карты водителя.

Что такое тахограф, карта тахографа, их назначение

Тахограф представляет собой портативное цифровое устройство, предназначенное для контроля за соблюдением параметров, влияющих на безопасность дорожного движения. Правила тахографии регламентируются директивой № 3821/85 Европейского соглашения по контролю за работой экипажей транспортных средств, осуществляющих международные перевозки. Особенностью этих гаджетов является использование интуитивно понятных пиктограмм вместо языковых конструкций – тахографы должны использоваться в любой стране, где действует соглашение ЕСТР. Россия присоединилась к числу государств, ратифицировавших действие соглашения, в 2013 году. Приборы последнего поколения практически невозможно вскрыть для осуществления манипуляций с записанной в памяти устройства информацией, чему способствует и использование современных криптографических средств защиты цифровых данных. Сертифицированное устройство может рассматриваться как средство доказательства вины или невиновности водителя в совершении ДТП.

Обязательной составляющей тахографа является карта водителя – пластиковый идентификатор, напоминающий водительское удостоверение или техпаспорт современного образца. Поскольку при осуществлении грузоперевозок транспортным средством могут управлять несколько водителей, такая карта позволяет однозначно идентифицировать, кто в данный момент находится за рулём. Карта снабжена микрочипом, оснащённым встроенной памятью, что позволяет записывать данные о поведении водителя непосредственно на неё. Если грузоперевозки осуществляются не частным лицом, а компанией, в этом случае карты оформляются на всех водителей.

Оформление тахографа

Кому положено иметь карту тахографа

Получить идентификационную карту имеют право следующие лица:

  • имеющие водительское удостоверение, открытое на категории C/D/E;
  • достигшие 21-летнего возраста в случае управления транспортным средством весом выше 7,5 тонн и более, а также достигшие 18-летнего возраста в случае управления транспортным средством с меньшей массой;
  • достигшие 21-летнего возраста и имеющие определённый законом водительский стаж безаварийной езды в случае осуществления пассажирских перевозок;
  • не имеющие ранее оформленных карт для тахографа.

Как правило, если оформлять карты для водителей там же, где заказывались сами устройства, проблем с их взаимной совместимостью возникнуть не должно. В противном случае организациям нужно проверять работоспособность пластика для всех моделей транспортных средств, оснащённых контролирующими приборами. Закон запрещает также использование нескольких тахографов в одном транспортном средстве, поскольку данная норма закреплена в международном соглашении ЕСТР. Карта является таким же идентификационным документом, как водительское удостоверение – в случае потери оформить новую карту будет достаточно проблематично.

Использование тахографа

Кто уполномочен выписывать штрафы за отсутствие карты тахографа

Любые нарушения со стороны водителя или компании, занимающейся грузоперевозками, в отношении правил использования тахографов и пластиковых карт контрольного устройства, наказываются наложением штрафных санкций. Правом применять меры административного характера в рамках действующих норм КоАП, обладают сотрудники ДПС РФ, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Кроме отсутствия у водителя карты тахографа, наказуемыми признаются следующие нарушения:

  • неисправность или отсутствие тахографа в кабине водителя без уважительной причины (о штрафах за езду без тахографа мы поговорим ниже);
  • отсутствие сертификатов соответствия прибора техническому регламенту ТС;
  • отсутствие сертификата соответствия тахографа нормативам требований электромагнитной совместимости отдельных компонентов прибора;
  • отсутствие документов, подтверждающих верификацию устройства (с указанием о калибровке, монтаже, пломбировании устройства аккредитованным установщиком);
  • отсутствие у водителя транспортного средства возможности (независимо от причин) предоставить представителю ДПС распечатку показаний тахографа;
  • отказ водителя предоставить инспектору ДПС доступ к контролирующему устройству.

Нормы законодательства, регулирующие правила использования тахографов

Согласно приказам № 273 Минтранса РФ от 13.08.13 и № 470 от 17.12.2013, установка тахографов, оснащённых отечественной криптографической системой СКЗИ, должна осуществляться на следующие виды ТС:

  • любые транспортные средства, транспортирующие опасные грузы;
  • М2 – ТС с максимальным разрешённым весом менее 5 тонн, оборудованные восемью или более пассажирскими местами;
  • М3 – ТС с максимальным разрешённым весом свыше 5 тонн, специализирующиеся на пассажирских перевозках;
  • N2 – грузовые ТС с максимальным разрешённым весом 3,5 – 12 тонн;
  • N3 – грузовые ТС с максимальным разрешённым весом, превышающим 12 тонн.

В настоящее время тахографами должны быть снабжены любые ТС, занимающиеся транспортировкой опасных грузов, а также грузовые автомобили/автобусы весом более 12 тонн. Если по состоянию на 28.02.2014 года на ТС был установлен тахограф старого образца, не оснащённый криптографической защитой информации, он подлежит замене на современный прибор до начала 2018 года. Допускается езда с тахографами, соответствующими нормам ЕС, если транспортное средство приобреталось с установленным в заводских условиях прибором (при условии выпуска ТС до 01.04.2014). Грузовые ТС массой 3.5-12 тонн должны быть оборудованы тахографами с криптозащитой данных с 01.04.2015.

Порядок наложения административных наказаний за нарушения использования контролирующих приборов регламентируется статьёй 11.23 КоАП. Согласно этому документу, управление грузовиком или автобусом без тахографа, или выпуск на линию ТС указанных выше категорий без прибора, осуществляющего запись в режиме реального времени информации о скорости движения ТС, его маршруте, а также о режиме работы водителей (количество времени, проведённого за рулём), установка неработающего тахографа (неисправного, заблокированного или подвергшегося постороннему вмешательству), или установка тахографа, не соответствующего нормативным требованиям, наказывается наложением штрафа. Данная норма не относится к случаям поломки тахографа в пути.

Неисправность тахографа

Работоспособность тахографа – первое, что делает инспектор ГИБДД после остановки транспортного средства, оборудованного этим устройством в соответствии с требованиями законодательства. Если обнаруживаются неисправности прибора, вся ответственность за факт выпуска ТС на линию ложится на владельца автомобиля. Чтобы избежать штрафа за езду с неисправным тахографом, следует тщательным образом проверять функциональность устройства заранее. Водитель в таких случаях вправе уточнить состояние контролирующего прибора, что позволит избежать неприятностей на дороге.

Отсутствие тахографа или идентификационной карточки

Штраф, выписываемый за езду на ТС без водительской идентификационной карточки тахографа, относится к нарушениям, описанным в пункте об отсутствии одного из составляющих комплекта. В таких случаях прибор записывает только данные о скорости/маршруте движения грузовика, без записи о режиме труда и отдыха водителя, что нарушает условие проверки правильности использования тахографа. Виновником в данном случае является водитель, допустивший выезд на линию без карточки тахографа. Штраф за езду без карты водителя тахографа будет выписан именно на него.

Использование карты водителя

Изменение данных тахографа

Любые попытки самостоятельной настройки работы тахографа или выполнения калибровочных работ являются административными нарушениями, наказываемыми штрафом. Не следует надеяться на то, что поверхностная проверка работоспособности прибора может не выявить факта постороннего вмешательства. Опытный инспектор всегда сможет определить несоответствия показаний, а если данные будут анализироваться в стационарных условиях с использованием соответствующего программного обеспечения, факт вмешательства наверняка станет известным. В этом случае нарушение может квалифицироваться не только по статье КоАП.

Нарушение режима труда/отдыха

Одним из основных факторов снижения аварийности является безусловное соблюдение водителем установленных норм и правил труда. У уставшего водителя снижение концентрации и внимания – естественная физиологическая реакция. Употребление различных энергетиков и прочих веществ, стимулирующих мозговую деятельность, крайне негативно сказывается на здоровье. Решение в виде применения устройства, в непрерывном режиме контролирующего действия водителя, воспринимается как позитивное далеко не всеми. Но, как показывает статистика, оно решает главную задачу – снижает количество ДТП, совершённых из-за переутомления. Безусловно, существуют способы обмана тахографа, но следует помнить, что такое нарушение наказуемо, причём в случае неоднократного совершения вы рискуете лишиться водительских прав. Нужно также понимать, что стремление водителей-дальнобойщиков побольше заработать несовместимо с риском утраты здоровья и даже жизни в случае превышения установленных нормативов.

Виды штрафов, связанных с использованием тахографов

Перед тем как описывать все нарушения, связанные с применением контролирующих приборов, следует отметить, что величина штрафов для физических и юридических лиц за одно и то же административное нарушение существенно различаются. Второй нюанс, который должны знать все водители автотранспортных средств, оснащённых тахографами – что правом осуществлять проверку работоспособности и снимать показания тахографа наделены исключительно сотрудники ДПС. При этом инспектор обязан иметь смарт-карту котроллера. Её отсутствие не даёт права осуществлять какие-либо действия с контролирующим прибором. Водители в подобных случаях вправе отказать в выполнении требований сотрудника ГИБДД. Перечислим все виды штрафов, связанных с применением тахографов:

  1. За отсутствие прибора в автомобиле, который должен быть оборудован тахографом согласно приказу Минтранса. Следует отметить, что в перечисленный в данном документе список могут вноситься корректировки, поэтому и водителям, и владельцам компаний, занимающихся грузоперевозками, нужно постоянно отслеживать соответствующую норму законодательства. Наложение штрафа за езду ТС без тахографа возможно только при составлении протокола проверки прибора установленного образца.
  2. За нарушения водителем транспортного средства режима отдыха/труда. Отметим, что данный вид наказания применяется чаще всего
  3. За самостоятельную калибровку тахографа.
  4. За самостоятельное внесение изменений в конструкцию тахографа, за попытки изменения его показателей, за нарушение норм обслуживания/эксплуатации прибора.
  5. Штраф за отсутствие карты тахографа у водителя ТС, оснащённого данным контролирующим прибором (езда с чужой картой также относится к данной категории наказаний). Водители должны знать, что любое административное наказание, связанное с тахографом, не может являться основанием для лишения водительских прав.

Рассмотрим эти наказания более детально.

Штраф за отсутствие тахографа

В случае нарушения требований, изложенных в статье 11.23 КоАП, за неоснащение транспортного средства, входящего в категорию подлежащих обязательной установке тахографа, данным прибором предусматривается наказание в виде штрафа. Такие же санкции предусмотрены за неисправный тахограф, а также за неправильное применение устройства, за изменение его показаний, за любое другое действие, нарушающее правила эксплуатации тахографа. При этом размер штрафа зависит от того, кто является владельцем грузовика или автобуса – частное лицо или компания-перевозчик.

Штраф для физических лиц

В соответствии с отечественным законодательством, штрафные санкции за отсутствие тахографа или поездку с неисправным прибором касаются как самих водителей, так и должностных лиц. Поскольку транспортное средство может принадлежать как обычному гражданину, так и индивидуальному предпринимателю или компании, занимающейся грузоперевозками, фактическим виновным может быть и ИП, и юридическое лицо. Ответственность физических лиц регламентируется 23 статьёй ГКРФ. В данном случае перевозчик, не зарегистрированный как фирма/предприятие, классифицируется как индивидуальный предприниматель. А человек, оформленный как ИП и занимающийся грузоперевозками или перевозками пассажиров, автоматически подпадает под категорию физических лиц. Статья 11.23 (часть 1) КоАП предусматривает штраф за отсутствие тахографа для физических лиц в размере 1000 – 3000 рублей.

Штраф для юридического лица

Относительно компаний-перевозчиков действуют другие нормы. В упомянутой статье 11.23 штраф за тахограф для юридических лиц не предусмотрен, поскольку отсутствует само понятие юридического лица. Но это не означает, что для руководителя предприятия, не оснастившего транспортное средство контролирующим прибором, ответственность не предусмотрена. Соответствующее обоснование содержится в статье 2.10 (часть 2) КоАП. В документе сказано, что если нормы, касающиеся ответственности за совершённые нарушения, применяются в отношении и юридических, и физических лиц, то и наказание могут нести обе категории субъектов права. Но есть и исключение – случаи, когда нормы закона могут применяться по смысловой нагрузке только в отношении физлиц. Это означает, что штраф за неоснащение ТС контролирующим устройством в размере 5 – 10 тысяч рублей, будет истребован с руководителя фирмы-перевозчика. Причём для погашения штрафа он не вправе использовать средства, находящиеся на счетах компании. Кстати, штраф для юридических лиц за езду без тахографа планируют увеличить, причём существенно – в несколько раз.

Штраф для юридического лица

Штраф за неисправный тахограф

Главная проблема при классификации данного нарушения – выяснить, когда именно прибор вышел из строя. Если это случилось во время поездки, чего нельзя исключить (более того, поскольку автомобиль большую часть времени проводит в пути, вероятность его дорожной поломки гораздо выше), то ответственности за такое нарушение не будет. При условии, что все пломбы на устройстве находятся в полной сохранности. Водитель в таких ситуациях обязан вернуться в гараж и доложить начальству о неисправности, а если владельцем является он сам – предпринять меры по устранению проблемы. Отметим, что ремонтом тахографов вправе заниматься только организации, обладающие допуском на проведение подобных операций.

Согласно пункту 7.4 списка неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, в данный перечень попадает и тахограф. Если инспектор ДПС, остановивший грузовое или пассажирское ТС, посчитает, что контролирующий прибор был неисправен ещё до выезда из гаража, он будет руководствоваться КоАП (статья 12.5, пункт 1), в котором говорится, что штраф за неработающий тахограф составляет 500 рублей. Впрочем, работник ГИБДД может ограничиться и предупреждением, если не будет уверен в том, что прибор оказался неисправным до выезда на линию.

Штраф за непроведение калибровки

Как любой другой контрольно-измерительный прибор, тахограф нуждается в периодической калибровке, которая заключается в проверке и точной настройке показаний прибора. Такая операция чаще всего выполняется перед монтажом устройства, после его ремонта, при повреждении пломб, если контролируемые тахографом характеристики транспортного средства были изменены или модифицированы, а также по истечении регламентного срока. Инспектор ДПС не в состоянии проверить, была ли произведена калибровка тахографа – сделать это можно только с помощью специального программно-аппаратного комплекса. Но при проведении калибровки организация, проводившая процедуру, обязана представить заказчику следующие документы:

  • копию лицензии, являющейся документом, подтверждающим правомочия выполнения данного вида работ;
  • документ, подтверждающий факт проведения калибровки в отношении конкретного устройства;
  • стикер, который нужно прикрепить на хорошо просматриваемом месте в кабине автомобиля, на котором указаны показания тахографа на момент проведения калибровки.

Отсутствие этих документов является основанием для применения статьи 11.23 (часть 1) КоАП, предусматривающей такие же штрафы, как и при отсутствии прибора.

Штраф за непроведение калибровки

Штраф за нарушения режима работы

Важность соблюдения установленных норм в отношении времени, проведённого за рулём и времени отдыха, трудно переоценить. До появления тахографов проконтролировать этот показатель было практически невозможно. В настоящее время проблема частично решена, во многом – благодаря как собственно появлению контролирующего прибора, так и внесению в законодательство соответствующих изменений. В частности, режим работы и отдыха для водителей в соответствии с приказом № 15 Минтранса от 20.08.2004 установлен в следующих пропорциях:

  • время нахождения за рулём – максимум 40 часов в неделю;
  • время отдыха должно превышать время работы вдвое.

Нормируются и перерывы в управлении транспортным средством при совершении длительных поездок (и длительность, и количество). Использование контролирующих приборов является важным дисциплинирующим фактором, а сознательные нарушения режима труда и отдыха, фиксируемые прибором, наказываются штрафом в размере 1000 – 3000 рублей.

Штраф за отсутствие карты для тахографа

Запись параметров соблюдения водителем режима работы и отдыха осуществляется как на само устройство, так и на идентификационную пластиковую карточку. Требования к такой карте регламентируются Приказом № 36 Минтранса. Для нормальной работы тахографа требуется также наличие карты контроллера, а если владельцем транспортного средства является компания – карты мастерской, выдавшей прибор, и карты предприятия. Если хотя бы одна из карточек отсутствует, показания прибора будут неверными. В таких случаях используются нормы статьи 11.23 (часть 1) Ко АП, предусматривающие наказание в виде штрафа в размере 1000 – 3000 рублей для физлиц и 5000 – 10000 рублей для предприятий.

Какие случаи при отсутствии карты тахографа классифицируются как нарушение

Факт отсутствия карты водителя не является нарушением, если это вызвано объективными причинами. Во всех остальных случаях такое нарушение наказуемо. Бывают ситуации, когда и наличие карты не гарантирует отсутствия неприятностей. К таковым относятся:

  • отсутствие сертификатов соответствия и проверочных документов;
  • наличие несовместимых компонентов (есть риск того, что конкретная карта будет некорректно обрабатываться конкретной моделью прибора);
  • невозможность предоставления инспектору распечатки информации, записанной в памяти устройства;
  • умышленная порча самописца.

Как показывает практика, штраф за отсутствие карты водителя для тахографа и другие нарушения, связанные с эксплуатацией этого контролирующего устройства, является мощным сдерживающим фактором, способствующим более дисциплинированному поведению водителя.

Когда не бывает штрафа

В каких случаях водитель не несёт ответственности за отсутствие карты

Если инспектор ДПС остановил вас, и в ответ на требование предъявить карту тахографа вы отвечаете отказом ввиду её отсутствия, административной ответственности можно избежать, если вы сможете доказать, что карта была утеряна или повреждена в пути. Для этого потребуется в корректной форме и с предоставлением доказательств обосновать свои слова. Если инспектор примет ваши доводы, вам даётся 15 суток на то, чтобы продолжить свой путь на установленном маршруте без идентификационной карточки, однако, о своём режиме работы придётся делать записи вручную.

Распродажа новых автомобилей
Скидки на новые автомобили 2017 и 2018 года выпуска.
Кредит 9,9% и рассрочка 0%
www.riaavto.ru
Подробнее

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс

Комментарии
  • ВКонтакте
  • facebook
  • на сайте
  • Добавить комментарий

Соц. сети